26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Налоговый контроль: быть в контакте и изучать альтернативы

Профилактика. Наверное, это слово — одно из ключевых для завершающегося 2020 г. Когда перемены масштабны, а число их велико, важно предупредить как можно большую часть возможных рисков.

Для аптечной организации один из наиболее актуальных сегодня рисков — налоговый.
Внедрение маркировки повлекло перемены и в этом важнейшем вопросе... На что обратить внимание сейчас, чтобы работа с налогообложением была корректной?
Анализ специфики налоговых рисков для аптек представляет Сергей Елин, руководитель аудиторско–консалтинговой группы "АИП".

ЕлинСергей

АПТЕКА НА РАСПУТЬЕ

2020 год оказался очень и очень сложным. Перебои с маркировкой, необходимые ограничения, связанные с пандемией — все это так или иначе оказывало свое влияние на работу аптечных организаций.

Появились и дополнительные налоговые факторы. Если в 2020 г. работа в налоговом режиме ЕНВД ограничена, то с первого января 2021-го данный режим налогообложения будет отменен. Не совмещается с маркировкой и патентная система. Из–за ограничений для специальных налоговых режимов аптека оказалась у своеобразной развилки:

  • упрощенная система налогообложения;
  • ОСН;
  • или же "дорабатывание" в режиме ЕНВД (насколько это возможно).

Вопрос неочевидный и неоднозначный.

От общего налогообложения многие стараются уходить. Ведь НДС и налог на прибыль представляют значительную нагрузку. При этом, если организация несет убытки, налог на прибыль в режиме ОСН не платится. В то время как в режиме УСН минимальный налог будет в любом случае, даже при убытках. Поэтому важно внимательно изучить все особенности работы и понять, какая из систем налогообложения будет удобнее для конкретного предприятия.

Некоторые аптеки стараются совместить ЕНВД и патентную систему налогообложения с УСН или упрощенным режимом. Раздельный учет способен помочь минимизировать издержки в нынешнее непростое время, однако может создавать риски искусственного дробления бизнеса.

РИСКИ ДЛЯ АПТЕКИ

Эксперт рекомендует аптекам обратить внимание на следующие направления:

  • соблюдение Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники";
  • режим ЕНВД (тем, для кого он еще возможен) и соответствие его критериям;
  • размеры выручки — в особенности при УСН.

Для налоговых проверок также действует риск–ориентированный подход. И если речь о проверке камеральной (т.е. по документам), большинство таких контрольно–надзорных мероприятий почти незаметны для предприятия–налогоплательщика.

kkm_Nalog

Для аптеки здесь важен вопрос о подтверждении расходов, а также о размерах выручки. При УСН, например, установлено пороговое значение выручки в 150 млн руб. в год. Суммы, вплотную приближающиеся к этому лимиту, — серьезное основание для более подробного изучения.

Если же в компании не видны налоговые риски, если выручка небольшая или средняя, а деятельность предприятия не заставляет задуматься о дроблении - скорее всего, налоговый орган ограничится проверками камеральными.

"ПЕРЕХОДНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ"

С 2021 г. действие УСН станет шире. Для предприятий устанавливается своеобразная "буферная зона" — доходы от 150 до 200 млн руб. в год, штатная численность от 100 до 130 человек. Право на упрощенный режим при таких значениях сохранится. Но изменится ставка: для базы "доходы" она поднимется с 6 до 8%, для базы "доходы минус расходы" — с 15 до 20%.

БЫТЬ В КОНТАКТЕ

Правильно начать подготовку к налоговой проверке поможет базовый принцип медицины: предупредить проще, чем лечить.

Бывает так, что подготовить документы заранее кажется невозможным: слишком велико количество данных, которые необходимо проанализировать. Свои лимиты времени и ресурсов устанавливает и маркировка.

Что делать в такой ситуации?

"Час Х" наверняка не застал ваше предприятие с нулевым количеством необходимых документов. Часть их уже готова! А значит нужно отправить полученные данные в налоговый орган. Но обязательно вместе с сопроводительным письмом: "работа ведется, предоставляем следующую информацию, а оставшиеся документы будут подготовлены не позднее определенного срока в силу следующих обстоятельств...".

Какой бы ни была загруженность, не пренебрегайте перепиской. Обмен документами и письмами — в первую очередь, диалог, позволяющий услышать собеседника и донести до него свою точку зрения.

  • Будьте в контакте и с вашими сотрудниками

Порой налоговые органы задают вопросы именно им — с целью выявить объективную картину происходящего. Для специалиста, в силу своей основной деятельности не так часто взаимодействующего с проверяющим, разговор может стать серьезным стрессом. Важно объяснить каждому участнику коллектива, что это нормальный рабочий процесс, тогда и напряженности будет меньше.

  • Посмотреть на ситуацию со стороны

Точнее, глазами проверяющего. Если бы аудитором или представителем налоговых органов были вы сами, что обратит на себя ваше внимание при первом знакомстве с аптечной организацией?

  • Мелочей здесь нет. Проработайте свою позицию максимально активно и максимально детально.

Ведь ваша деятельность — это не только внутренние рабочие процессы в аптеке, но и взаимодействие с контрагентами (включая тех же поставщиков). Обязательно свяжитесь с ними, попросите у каждого из них документы и данные. О малых компаниях, с которыми взаимодействуете, забывать также не стоит.

  • Обратите внимание и на риски дробления

Бывали случаи, когда формальный характер разделения юридических лиц обнаруживался по общему IP–адресу. Различные де-юре компании де–факто вели деловую переписку с одними и теми же координатами.

О ПЕССИМИЗМЕ И АЛЬТЕРНАТИВАХ

Проанализируйте худший налоговый сценарий, который возможен для вашего предприятия. При каких условиях он с большей вероятностью станет реальным? Какими могут быть его последствия и как уменьшить их выраженность? Что поможет "выправиться", если события развились по пессимистичному варианту?

И, наконец, какие меры помогут предотвратить его и реализовать более оптимистичные сценарии?

Рассмотрите два–три альтернативных варианта работы организации. Сравните при этом такие показатели, как:

  • экономика;
  • риски;
  • налоги;
  • управленческий контроль;
  • защита активов;
  • удобство для развития бизнеса.

О линии защиты важно помнить на всех этапах контрольного мероприятия. Даже если у вас выявлены нарушения, с которыми вы не согласны, написание возражений — право налогоплательщика. Налоговый орган тоже загружен, тоже ограничен сроками и объемами и также получил дополнительную работу в связи с маркировкой целого ряда видов продукции. Активная позиция организации–налогоплательщика, добросовестное и полноценное пользование данными законом правами помогут в осуществлении процесса контроля.

По материалам межрегиональной онлайн–конференции "Аптечный бизнес–2020: вызовы и возможности" (организатор: ААУ "СоюзФарма")

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия