23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Н.И. Елисеева: что важно сделать для будущего фармации?

2023 год запомнился серией дискуссий о завтрашнем дне современной аптеки. Минувшей осенью прозвучал даже такой прогноз, что фармацию заменят маркетплейсы и пункты выдачи заказов, ведь сами профессии фармацевта и провизора уже сегодня являются, по сути, "краснокнижными".

Какова вероятность того, что подобный сценарий действительно претворится в жизнь? Какие факторы угрожают доступности лекарственной помощи? Что необходимо сделать для того, чтобы аптечный сегмент в нашей стране мог не только функционировать, но и развиваться?

Представляем собеседника — Наталию Елисееву, председателя Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области.

Наталия Ивановна, как Вы считаете, каков прогноз для кадрового обеспечения фармотрасли на 2024-й и последующие годы?

— Хотела бы пояснить на примере. Недавно проводила для школьников экскурсию в единственную(!) в нашем регионе производственную аптеку. Сегодня в ней активно развивается направление изготовления аптечной косметики. Специалисты прошли соответствующее обучение и теперь могут сами разрабатывать рецептуру и расширять номенклатуру таких средств, как лечебные шампуни, кремы, различные виды мыла…  Вся эта работа фактически является исследовательской, но с каким же количеством препятствий сталкивается аптечная организация, занятая экстемпоральным изготовлением!

Вспомним те же сроки годности, которые определены для "аптечных" препаратов согласно новому приказу Минздрава №249н, да и другие "технические" моменты… А ведь именно производственная аптека — одна из гарантий будущего фармации: трудно привлечь молодых специалистов в отрасль, которая представлена только розничным отпуском. У торговли нет индивидуальности и знакомиться с такой "безликой" профессией становится неинтересно не только студенту вуза, но и старшекласснику.

Рецептурно-производственный отдел же интересен не только семи–восьмиклассникам, (по сути, только начинающих осваивать химию и биологию), но и занимателен для учеников 9-11 классов, уже получивших достаточно целостное представление о естественных науках. А теперь представьте себе реакцию ребенка или подростка, попавшего на экскурсию в ТЦ, в аптечный пункт одной из крупных сетей. Что нового он там увидит?

Если ситуацию не скорректировать, у фармации как отрасли перспектив немного. И прогноз далеко не оптимистичен: в ближайшем будущем — монополия крупных сетей и удорожание лекарственных препаратов, в более далекой (но не такой уж отдаленной) перспективе — поглощение аптечного сегмента продуктовым ритейлом.

Может быть, благодаря университетскому образованию картина все же успеет измениться в лучшую сторону?

— Да, на мой взгляд, такая возможность есть. Остается применение на практике. В Южно–Сахалинске, например, действует базовая кафедра в составе лечебного факультета Тихоокеанского медуниверситета. Очень хотелось бы надеяться, что подобная кафедра будет открыта и для студентов-провизоров, ведь потребность в ней действительно велика. А пока вузовского, да среднеспециального фармацевтического образования в области нет.

Оформление витрины

И еще одна сторона кадрового вопроса фармации. Не первый год действуют и хорошо зарекомендовали себя госпрограммы привлечения специалистов в отдаленные районы — "Земский доктор" и "Земский фельдшер". Их логическим продолжением должны стать соответствующие госпрограммы для провизоров и фармацевтов.

А насколько хорошо развита сельская аптечная сеть в вашем регионе?

— Региональное ГУОТП "Фармация" включает в себя значительное число аптек и аптечных пунктов за пределами городов. С физической доступностью фармпомощи дела пока обстоят приемлемо, но уже остро стоит вопрос о помещениях для сельских аптечных учреждений. Зачастую при строительстве новых ФАПов аптеки остаются в старых зданиях фельдшерских пунктов и постепенно закрываются, т.к предусмотренные крошечные помещения  в ФАПах зачастую лицензировать нельзя: в них невозможно хранить и отпускать препараты, поскольку на такой площади, например, не поместится даже один холодильник (а нужно не меньше двух единиц данного оборудования).

При этом сам по себе ФАП задачи лекарственного обеспечения полноценно решить не сможет: в силу организационных особенностей будет представлен лишь ограниченный ассортимент препаратов. На селе или в поселке нужна именно аптека, и конкретно государственная. Коммерческие компании, несмотря на все их активное развитие (в том числе на Сахалине), не стремятся открываться там, где жителей меньше тысячи.

В ряде случаев вопрос решают поселковые администрации: они строят добротные здания с сельским магазином в одной половине и с аптекой — во второй (при этом каждая из двух организаций имеет собственный вход). Возможно, было бы целесообразным также размещать аптеки в зданиях поликлиник (такая практика существует в некоторых районах нашей области).

Мне кажется, сейчас с точки зрения организации работы был бы особенно полезен опыт аптечных управлений: когда они функционировали по всей нашей стране, подход к строительству и обновлению зданий для аптек был системным. Благодаря этому фармация вовремя и полноценно обеспечивалась необходимыми помещениями.

До начала 2025 г. запланирована реорганизация либо ликвидация унитарных предприятий государственной или муниципальной формы (обсуждается также законопроект о переносе ее срока на 2030 год). Как считаете, к чему это может привести?

— Все возможные последствия, на мой взгляд, предположить трудно. Но давайте задумаемся над вопросом: как будут обеспечиваться сельские и производственные аптеки, если они перестанут быть муниципальными либо государственными?

Весь 2023 год мы говорили о возрождении экстемпорального изготовления лекарств, а экономико–правовой аспект для данного направления также очень важен. И восстанавливать его нужно срочно. Вновь поясню на примере нашего региона: достаточно ли одной производственной аптеки для целой области, где 18 районов и немногим меньше полумиллиона жителей (460,5 тысяч человек)?

А ведь еще несколько лет назад производственных аптек в Южно-Сахалинске было две…

Да, положение производственных аптек многие годы остается сложным. В чем, на Ваш взгляд, состоит основное ограничение для их деятельности?

— Главным барьером является запрет на экстемпоральное изготовление тех лекформ, которые зарегистрированы как выпускаемые промышленностью. Профессиональное сообщество очень надеялось на отмену данного ограничения, но пока ее не произошло. При этом участие производственных аптек в закупках медицинских учреждений стало сокращаться. Ведь аптека, в частности, не вправе выйти на аукцион, где в техническом задании указана заводская фасовка или упаковка.

Производство в аптеке

Однако далеко не факт, что готовая промышленная лекформа окажется дешевле, чем изготовленная в аптечной организации. Особенно с учетом логистики: растворы самолетом не доставишь (из-за высокой стоимости авиаперевозок), их на Сахалин завозят фурами на паромах. При этом из–за погодных условий паромная переправа может периодически закрываться, и в январе такое уже происходило. Хорошо, если для подобных случаев есть запасы, а если их нет?

Аптечное изготовление лекформ, аналогичных готовым заводским, — все-таки жизненная необходимость. И не только для развития производственных аптек, но и для национального здравоохранения всех уровней — от общероссийского до районного.

Как Вы считаете, на какие другие проблемы фармации следует обратить внимание в первую очередь?

— Главная системная сложность — разрозненность, недостаток системного подхода к развитию фармацевтической помощи. В результате каждый справляется с возникающими вопросами по мере возможностей. Очень важно, чтобы аптеку вновь стали воспринимать (в том числе де-юре) как неотъемлемую составляющую системы здравоохранения.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия