"Хотелось бы, чтобы рынок был счастливым и консервативным", — задал тон дискуссии генеральный директор "Аптечной сети 36.6" Александр Кузин, обратившись к главе компании "Лекопторг" Сергею Симоненко, в прошлом активно развивавшем с партнерами сотовые компании "Связной" и "Евросеть".
Сегодня уже, наверное, мало кто вспомнит эти бренды, по выражению спикера, "умершие через три года". Он отметил, что современный российский фармрынок похож на сотовый ритейл. Сначала все стремительно развивается, количество аптек приумножается, но каждый игрок сам за себя, не умеет объединяться с коллегами. "Что будет дальше? Все также закроется через какое–то время. Людей больше не стало, денег тоже. Останутся некоторые компании, которые продолжат развиваться, имея финансовую подушку. Мне кажется, рынок «схлопнется», будет так, как в сотовом ритейле. Если внутри отрасли не будет договоренностей, которые все выполняют, регулирование ни к чему не приведет. Надо придумывать какие–то инструменты и двигаться совместно", — спрогнозировал предприниматель. Одним из непонятных ему веяний он назвал нахождение в одном жилом доме двух–трех аптек. Зачем?
"Один адрес — одна аптека"
Об инициативе по ограничению количества точек "один адрес — одна аптека" (тема поднималась РААС два года назад) напомнил генеральный директор "Риглы" Александр Филиппов. Выдаваемые лицензии должны учитывать этот факт. По его мнению, надо начать процедуры разумного регулирования рынка.
На вопрос директора по развитию РААС Дмитрия Кряжева, модератора сессии, не получит ли рынок с введением одного адреса для одной аптеки каннибалистическую войну за адрес, Александр Филиппов ответил, что "получат, как минимум, одно ограничение: каждому, кто "сáдится" 4-й или 5-й аптекой, не хватит денежной массы". "Средняя выручка в Италии на одну аптеку (а там есть ограничение на открытие точек) — 1млн. — 1млн. 200 евро. Рынок заставит тех, кто хочет развиваться, идти туда, где аптек не хватает. Ограничение приведет к тому, что аптеки и сети начнут искать потенциал своей выручки внутри себя, своих технологий, персонала, а не просто интенсивно размножаясь", — убежден гендиректор "Риглы". По его мнению, возможны два пути развития. Первый — организовать некую рабочую группу, которая сможет найти компромиссные регулирующие решения, дающие возможность жить и работать не только федеральным сетям, но и малому бизнесу, который не защищен. Второй — если этого не сделать, рынок сделает это сам, только будет больно, ощутимо — с потерями точек и денег производителей и дистрибуторов.
Как аптеке противостоять маркетплейсам
Консолидатором проблематики и площадкой для обсуждения с властью и регуляторами тех решений, которые помогли бы рынку стать более устойчивым и надежным, могла бы выступить РААС (это открытая организация, только в этом году приняты в ряды 5 новых сетей). Вопрос завтрашнего дня для розницы не определен. Труд фармацевта и провизора дискредитирован: например, в Европе фармспециалисты получают в год по 40-60 тыс. евро, в Америке — 100–120 тыс. долларов, у нас — меньше, чем курьер в "Озоне". В фармвузах недобор абитуриентов. Владельцам аптечных сетей часто приходится переучивать медсестер в фармацевтов.
Розничный фармрынок ежегодно теряет до 200 млрд. руб. по продажам из-за активности маркетплейсов. "Мы все время противоборствуем: сначала против реализации лекпрепаратов в магазинах, потом с маркетплейсами и т.д. Из состояния борьбы надо переходить к регулированию нашего будущего, предлагая инициативы по развитию рынка завтра", — предложил глава "Риглы". За регулируемую розницу и генеральный директор "Протека" Дмитрий Погребинский. Он не сомневается, что это защитит и сотрудников, и аптеки от недобросовестной работы тех же маркетплейсов. "Но в этом надо активно участвовать. Те, кто занимаются законотворчеством в нашей стране, зачастую просто хотят порегулировать. Надо им объяснить, что именно требует регулировки", — предложил он.
А кадры кто?
Тему кадрового голода и отношения общества к профессии фармацевта и провизора дополнил директор сети аптек "Диалог" Тамерлан Салиев: "Товаропроводящую цепочку замыкает тот самый человек в белом халате, от качества образования которого многое зависит. Это профессия, популяризация которой произошла в период пандемии. И у фармработников даже появился государственный праздник. Главный человек в отрасли — фармацевт или провизор". На сегодняшний день порядка 71 учебного заведения в стране готовят провизоров и фармацевтов. Сокращение среднего профессионального образования для специалистов до 1 года и 10 месяцев вызвала дебаты в сообществе. Руководитель сети выступает за развитие телефармы по аналогии с телемедициной. Но первая пока вне закона.
Выстоять во что бы ни стало
Екатерина Сташкевич, гендиректор ГУП АО "Фармация" из Архангельска, и хотела бы поговорить о модернизации и новых трендах, но ее реальность кардинально отличается от деятельности большинства участников форума. Во главе угла работы 106 аптек сети — социальная роль. Компания — единственный поставщик льготных медикаментов в области, вакцин, а также лексредств и расходных материалов в местные больницы. Оборот сети за прошлый год оценивается в 5 млрд. руб. Казалось бы, отличный показатель — 100 тыс. льготников в регионе гарантируют постоянный спрос, но 44% сети заранее убыточны.
"Во многих поселках мы — единственное и к тому же градообразующее предприятие. Деревня Сорово — предпоследняя на лесодобывающей ветке. Наша аптека там находится с 1960 года. Не закрою ее никогда, пока хоть один житель там останется. У нас много аптек на Соловецких островах. В области не везде есть дороги и мосты, а есть распуты, водные преграды. И приходится доставлять лекарства на понтонах и вертолетами санавиации", — пояснила она, добавив, что платит за доставку по полному тарифу, но денег из бюджета не просит. "В некоторых местах нет мобильной связи, интернета, и тогда мы распечатываем коды маркировки фармацевтам, они звонят в головную аптеку и диктуют коды, которые у них сегодня купили", — делится проблемами гендиректор. Содержание склада с зоной спецхранения с сотней сотрудников тоже дается непросто.
По словам Екатерины Сташкевич, прокуратура проверяет сеть до 30-ти раз в году. Так что девиз сети — выстаивать, во что бы то ни стало, очень активно реагировать на изменения, чтобы гарантировать лекбезопасность населения.
Меняться, ориентируясь на молодое поколение, которое принципиально изменило потребительское поведение, призвала и руководитель ГК "Эркафарм" Анастасия Карпова. Молодежь мало ходит в магазины или аптеки, они активно пользуются курьерскими услугами.
В ноябре состоится съезд РААС, и все перечисленные (и не только) проблемы еще раз разберут его участники и предложат конкретные решения.