Профессор, зав. кафедрой педиатрии им. акад. Г.Н. Сперанского Российской медакадемии непрерывного профессионального образования, почетный профессор НМИЦ здоровья детей, заслуженный врач России Ирина Захарова поясняет, что когнитивное развитие — это формирование по мере взросления ребенка всех видов мыслительного процесса (восприятие, память, понятия, решение задач, воображение и логика). Оно включает в себя получение и обработку информации, развитие интеллекта, формирование логического мышления, развитие речи и памяти.
Необходимо отметить, что способность ребенка к обучению определяется его восприятием мира, формирующимся под воздействием социальных и генетических факторов. Это заметил еще швейцарский психолог Жан Пиаже, разработавший метод "клинической беседы", когда с ребенком общаются на разные темы, в т.ч. лежащие за пределами его личного опыта, который благоприятно подходит для изучения их мышления. Ученый считал, что центральный стержень психики — интеллект. Маленький человек развивает и формирует все более адекватное восприятие ситуации, и таким образом активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребенок постепенно начинает понимать некоторые законы, действующие в материальном мире и во взаимоотношениях людей. При этом каждому этапу развития присущи типичные ошибки (ограничения) мышления.
Как развивается детский интеллект? С самого рождения и до 2 лет он находится на сенсомоторной стадии, манипулируя только конкретными предметами. В результате у него вырабатывается связь между собственными действиями и их последствиями. Следующая стадия — период дооперационных представлений (от 2 до 7 лет). Мышление малыша эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет иную точку зрения, отличную от его собственной. Возрастной этап от 7 до 11 получил название периода конкретных операций, когда ребенок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне.
Коэффициент интеллектуального развития зависит от социальных и средовых факторов, наличия наследственных и соматических патологий. Например, это могут быть нарушения в нервной системе (если говорить о нехватке нейромедиаторов: дофамине, норадреналине, серотонине), патология течения беременности и родов (недоношенность, задержка внутриутробного развития, токсикоз, угроза прерывания беременности, родовые травмы, гипоксия плода, внутриутробные интоксикации и инфекции). Вносят свою лепту и воспитание, психологический климат в семье.
На развитие детского мозга в последние годы влияет цифровизация, причем негативно. С замедлением развития мозга дошкольников также связывают их длительное нахождение перед телевизором. Они меньше общаются с родителями и сверстниками, а их речь и мелкая моторика зачастую развиты плохо.
Лишний вес тела — недостаточный вес мозга
Главной детерминантой IQ личности является генофонд, а также большую роль играет питание — наиболее важный эпигенетический фактор, влияющий на развитие мозга и поведение. Врачи и ученые связывают увеличение числа детей с ожирением (сейчас их насчитывается примерно 124 млн. во всем мире) с изменениями в областях мозга, ответственных за когнитивный контроль.
Исследователи из Кембриджского и Йельского университетов проанализировали данные 2700 детей в возрасте от 9 до 11 лет. Изучалась толщина коры и внешнего слоя головного мозга. Этот показатель отражает уровень серого вещества, в свою очередь, связанного с сенсорным восприятием, памятью, эмоциями и речью. Затем ученые сравнили этот показатель с ИМТ каждого ребенка. Обнаружена связь между повышением ИМТ и значительным уменьшением средней толщины коры головного мозга, а также ее истончением в префронтальной области, связанной с когнитивным контролем. Данная взаимосвязь сохраняется и после учета других влияющих на нее факторов — пола, возраста, расы, веса при рождении, образования родителей, дохода семьи и т.д.
Ученые планируют следить за развитием каждого ребенка и проводить измерения их веса и когнитивных функций с взрослением, чтобы выяснить, как сильно лишний вес связан с мозговой деятельностью. Исследователи надеются, что если ИМТ некоторых детей с возрастом нормализуется, уровень их серого вещества придет в норму.
Значительное влияние на центральную нейрохимию и особенно на расстройства, связанные со стрессом, оказывает кишечная микробиота. Сужение разнообразия рациона в сочетании с нехваткой основных незаменимых нутриентов может снизить доступность субстратов для специфического роста микроорганизмов, что может способствовать дисбиозу.
Один из управляемых факторов риска развития интеллектуальной недостаточности — дефицит белка, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и микроэлементов в организме плода и ребенка. Отметим, что ценным эссенциальным нутриентом является холин — от его количества зависит развитие мозга плода во время беременности, а дети с достаточной концентрацией холина в организме имеют более развитые когнитивные способности. Наиболее доступные источники этого нутриента — рыба и яйца. Кроме того, можно принимать его в форме БАД к пище, предварительно проконсультировавшись с врачом.
Что поможет сохранить мозг здоровым, а психическое состояние — стабильным?
Рацион питания с низким содержанием сахара и низкой гликемической нагрузкой, но не диета с минимальным содержанием жира.
Достаточное количество Омега-3 кислот и витаминов группы В, особенно В12.
Здоровая пища, средиземноморский стиль питания и морская пища, богатая микроэлементами, особенно йодом и селеном, а также необходимыми минералами.
Отсутствие технологической зависимости.
Образ жизни, который усиливает связь с природой, упражнения и прогулки на свежем воздухе.
По материалам секции "Нервный ребенок глазами педиатра, развитие мозга и интеллекта" в рамках Всероссийского НПФ с международным участием "Педиатрия сегодня"