Ответ утвердительный, говорят данные Росздравнадзора. И еще ряд статистических сведений. "Вялотекущая" и "хроническая" проблема отечественной фармации — доступность лекарства для пациента — сегодня в стадии обострения. Более того — она требует неотложного вмешательства.
РЕЦЕПТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ? ОТВЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ!
В дни предпраздничной суеты, как ни странно, становятся сложнее некоторые моменты лекарственного обеспечения.
Согласно приказу Минздрава №403н, если рецепт на льготное лекарство находился на отсроченном обеспечении и за это время истек, — переоформлять его не нужно.
Однако во многих регионах нашей страны пациентов заставляют вновь обращаться к врачу, сообщает замначальника управления Росздравнадзора по контролю за выполнением госпрограмм Анна Жукова. Это является нарушением.
"В переходящий период — "конец года — начало года" — проблема особенно актуальна. Если рецепты были выписаны в конце декабря — переоформления на январь они не требуют!" — подчеркнула представитель Федеральной службы.
ДОКУМЕНТЫ–НЕВИДИМКИ
Нередко аптеки берут рецепт на отсроченное обеспечение и при этом его не регистрируют, обращает внимание Анна Жукова. Для органа управления здравоохранением такой документ, к сожалению, "невидим". А ведь если бы рецепт был зарегистрирован — доставить в аптеку необходимое льготное лекарство было бы значительно проще.
Еще один тревожный параметр — рецепты непредъявленные (ситуацию с ними постоянно анализирует НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко). Если считать в процентах — их вроде бы немного — от 0,4 до 2%.
Главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья Елена Тельнова предлагает сравнить проценты с абсолютными цифрами.
15 апреля 2018 г. рецептов, выписанных врачом, но не оказавшихся в наличии в аптеке, было 315 тысяч. В мае — 800 тысяч. В ноябре — более 900 тысяч... Примерно втрое больше, чем в апреле. Немало, особенно если вспомнить, что льгота на лекарство есть только у трех с небольшим миллионов наших сограждан.
"За каждым непредъявленным рецептом мы видим человека, который не получил необходимый препарат. Основные причины этого — отсутствие лекарства в аптеке, отказ в приеме на отсроченное обеспечение или недостоверные данные о числе рецептов на отсроченном обеспечении", — поясняет Елена Тельнова.
Еще одна разновидность "документов–невидимок": аптека не стала брать на отсроченное обеспечение рецепт на препарат, которого в ассортименте не было...
ЛЬГОТНЫЙ ОТПУСК: НАРУШЕНИЯ СТАЛИ ПРАВИЛОМ?
Почти каждая третья жалоба в Росздравнадзор (31%) — про льготное лекарственное обеспечение. Как правило, обратиться за помощью в Федеральную службу пациента заставляет отсутствие необходимого препарата в аптеках. Об этом — 69% всех обращений о льготном отпуске.
На втором месте — отказ врача выписать льготный рецепт. Из обратившихся в Росздравнадзор с этим сталкивался каждый четвертый.
Контрольно-надзорные мероприятия, проведенные Службой в 2018 г. в 57 регионах России, показали ту же картину.
В 48 из 57 субъектов — выявлены нарушения. Как правило, все те же: лекарство отказываются выписывать, поскольку в аптеках его элементарно нет.
ЭЛЕКТРОНИКА ПРОТИВ ЛЕЧЕНИЯ? ВЫХОД ЕСТЬ
Иногда между пациентом и лекарством встают... новые технологии.
"Сколько усилий было вложено в то, чтобы отменить приказ, запрещавший врачу выписывать препарат, которого в данный момент в аптеке нет! Теперь вместо правового акта — компьютерная программа", — с горечью заметил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
Слова эксперта подтверждает практика Росздравнадзора. Но, как подчеркнула на конгрессе Анна Жукова, даже если компьютер не дает возможности оформить рецепт — сделать это на бумажном носителе вполне допустимо. Это не только право доктора, но и его обязанность.
ФАРМПОМОЩЬ КАК ЛОТЕРЕЯ
"Коридор вероятности получить льготный препарат сегодня очень узок. В целом ряде регионов лекарства отсутствуют... даже в больницах, — констатирует Александр Саверский. — К сожалению, мы возвращаемся в девяностые. Пациенту, который госпитализируется в стационар, прямым текстом сообщают: "Приходите со своим препаратом!» Так происходит в Сочи, в Татарстане и даже в Московской области".
Проблемы льготного лекарственного обеспечения — действительно, родом из девяностых. Но решать их нужно именно сейчас — ситуация действительно стала экстренной.
Сегодня препараты по льготе получают чуть более 3 миллионов наших соотечественников. В 2005 г. цифра была почти в пять раз больше — 15 млн. Свое право на льготное лекарство вынуждены были монетизировать уже 76% пациентов. Трое из четырех.
В Рязанской, Тульской, Брянской и Орловской обл. (и еще ряде субъектов РФ) льготу на медикаменты заменили на денежную компенсацию... 9 человек из 10. Крошечная прибавка к ежемесячному доходу — несколько сотен рублей в месяц — для большинства людей заменила жизнеспасающие лекарства. Просто потому, что оказалась доступнее.
"Можно ли монетизировать конституционное право человека на доступ к храму здоровья?" — обращается к читателям глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
Вопрос, конечно, риторический. И все же...
ПАЦИЕНТ И СРЕДСТВА
Финансирование льготного лекарственного обеспечения растет. Однако рассчитывается оно, исходя из числа оставшихся в программе пациентов. Эта цифра умножается на норматив затрат.
В сегодняшних условиях этот норматив недостаточен: те, кто пока еще может купить свое лекарство, вынуждены были монетизировать свое право на него. Остались лишь те, кто болеет очень тяжелыми недугами, и цена препаратов для их лечения измеряется десятками и сотнями тысяч рублей. А иногда — даже миллионами.
В коммерческой части лекарственного обеспечения тоже не так просто. 71% платежей за препараты в нашей стране — это средства пациента, обращает внимание Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.
По данным DSM Group, цифры примерно те же — 69,1%. "Среднеарифметический" житель России получает лекарства на общую сумму 9,5 тыс. руб. 6571 руб. из этой суммы больной платит из собственного кармана.
Однако более половины наших соотечественников — 54% — живут на сумму менее 25 тыс. в месяц. 40% этого «бюджета» — питание, 10% — ЖКХ. В среднем бедный человек платит за свои лекарства немногим менее 2 тыс. руб. (Богатый — в среднем 15 тыс.)
"Как поступит пациент, если у него несколько заболеваний? Он приобретет препараты для лечения только тех болезней, которые наиболее "критичны" для него", — поясняет генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк.
Регионы же различаются не только по проценту монетизации льгот. Объемы употребления фармацевтических препаратов в различных уголках нашей страны могут различаться... в целых 5 раз!
"Возможно ли в таких условиях гарантировать тот уровень здоровья, который жизненно необходим человеку? — предлагает задуматься Лариса Попович. — Самое важное — доступность лекарства для пациента. Физическая и экономическая№.
КОГДА "МЕЛОЧИ" — СОВСЕМ НЕ МЕЛОЧИ
В большинстве своем проблемы льготного лекарственного обеспечения имеют организационный характер, обращает внимание Елена Тельнова. Здесь и ошибки в данных заявок, и недостатки закупки, и вопросы к управлению товарными запасами, и отказы в выписке рецептов и их отсроченном обеспечении...
Но что будет значить назначение врача, когда нет главного — доступности лекарства для пациента?
О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ, ИЛИ "ФАРМАЦИЯ–20..."
Каким бы дорогим для бюджета ни казался льготный отпуск, здоровье гражданина по–прежнему лежит в основе экономики, подчеркивает Александр Саверский. Ведь здоровье — это способность трудиться.
Если проблема — в организационных вопросах, то и решение искать в них же. О нескольких принципах, которые могли бы наладить лекарственное обеспечение, рассказала Елена Тельнова.
Первое и самое главное — всеобщность и обязательность. Обеспечение лекарством должно стать доступным для всех пациентов — например, как часть системы ОМС. Право получить, а не только купить необходимый препарат должен приобрести каждый. Тогда можно будет предотвратить многие случаи экстренных госпитализаций. И инвалидности... (У многих вызовов 03 — одна простая причина: когда-то человеку не хватило денег на лекарство.)
Система лекарственного обеспечения должна стать всеобщей и для аптек, но не как обязанность, а как право. Возможность присоединиться к программе нужно дать каждой аптечной организации! Очень важно, чтобы плату за свое участие, т.е. возмещение за отпуск пациентам лекарств, аптеки получали не через год и не через полгода. А вовремя.
Лекарственное возмещение может быть стопроцентным или частичным. Но когда больной человек оплачивает не всю сумму, указанную на ценнике препарата, а ее небольшую часть — это уже серьезный шаг в сторону доступности фармацевтической помощи. Может быть полезен и риск-шеринг (если терапия оказалась неэффективной, расходы на лекарства возмещает их производитель).
Важна и система ценообразования — многое в доступности лечения зависит именно от ее принципов. Один из самых острых вопросов: к цене упаковки препарата выручку аптеки и дистрибутора привязывать нельзя! Решить проблему может переход от наценок к тарифам. Даже такой "маленький организационный момент", как информационно–разъяснительная работа с врачом и пациентом, поможет избежать значительных трудностей (вспомните льготное лекарственное обеспечение образца 2005–2006 гг.). Человек не будет равнодушен, когда он понимает, что делает и зачем все это нужно...
Экономика следует за достижениями. Это показал еще московский эксперимент 1994 г. 468 московских аптек решились на него, несмотря на огромное количество принятых и неоплаченных рецептов. Но уже в 1996 г. финансирование льготного лекарственного обеспечения увеличилось на целых 11%.
При грамотном подходе можно добиться почти невозможного. Да и стоит ли заранее определять как невозможное то, что жизненно необходимо?