17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Преференции и ограничения

Cтарший юрист компании PWC Legal Андрей Одабашян сделал обзор преференций и ограничений для российских и иностранных фармпроизводителей в рамках текущей экономической и политической ситуации.

Преференции и ограничения, определенные государством для достижения целей стратегии "Фарма — 2020" (увеличение объема продаж российских препаратов в ценовом выражении к 2020 г. до 50%, а в номенклатуре ЖНВЛП — до 90%), устанавливаются в отношении госзакупок, а также цен на ЖНВЛП.

Преференции в сфере госзакупок можно условно поделить на два вида: ценовые, которые устанавливает Министерство экономического развития РФ в течение последних 7 лет, и ограничительные — в отношении участия препаратов иностранного происхождения в госзакупках, которые определяет проект постановления Правительства РФ, разработанный Министерством промышленности и торговли РФ. Проект постановления будет передан на рассмотрение Правительства РФ в течение ближайшего месяца. Ключевая идея преференций — это 15%–ная ценовая преференция при проведении электронных аукционов. Любые государственные закупки лекарственных средств по общим правилам должны проводиться на электронных аукционах. При определении цены товара в контракте, если поставляется товар иностранного происхождения и были также представлены на аукционе товары российского происхождения, цена на товары иностранного происхождения, победившая в рамках аукциона, уменьшается на 15% по сравнению с победившей заявкой.

Что касается ограничительных преференций, разработанных Минпромторгом России, то преференции предполагаются вводить в два этапа. На первом этапе, с момента вступления в действие постановления Правительства РФ, если оно будет в итоге принято, предполагается, что в случае, если на тендер выставляются товары отечественного производства как минимум двух производителей в рамках как минимум двух регистрационных удостоверений, то товары иностранного происхождения к госзакупкам не допускаются. При этом в качестве отечественных товаров признаются как российские, так и казахские, белорусские и, в связи со вступлением в ЕврАзЭс, армянские.

ПРОСТЫЕ ОПЕРАЦИИ ТЕПЕРЬ НЕ ДАЮТ ЛЬГОТ

С 1 января 2016 г. предполагается ввести дополнительные преференции в отношении товаров, проходящих полный цикл производства в России, либо в других странах — членах Таможенного союза. К госзакупкам не будут допускаться товары, которые прошли лишь первичную или вторичную упаковку.

Также проект постановления, разработанный Минпромторгом, предполагает, что в срок до 1 июля 2015 г. должна быть разработана процедура, определяющая, каким образом будут подтверждаться стадии технологического производства.

Определение страны происхождения товара должно проводиться в рамках критериев Таможенного союза. Прежде всего, это изменение одной из четырех цифр кода ТН ВЭД по результатам переработки товара на территории Таможенного союза, если товар не полностью произведен на территории стран Союза. При этом существенным исключением является то, что не признается в силу таможенных правил прошедшим достаточную переработку и происходящим из стран Таможенного союза товар, если на территории Союза происходили лишь простые операции по его упаковке.

Законодательство не раскрывает этого понятия, но, судя по практике судов и решений ФАС, первичная и вторичная упаковка подпадают под понятие "простые операции по упаковке". Теперь такие действия не будут считаться достаточным основанием для признания товара отечественного производства для госзакупок.

Разработанное также Минпромторгом России постановление Правительства РФ предусматривает, что Минэкономразвития России должно до 1 января 2016 г. разработать новый приказ, устанавливающий дифференцированную систему преференций.

Новый приказ будет приниматься как замена действующему приказу №155, поскольку дифференцированная система преференций в зависимости от степени переработки товара в России будет учитываться при определении цены товара.

Еще один элемент ценовых преференций, направленных на локализацию производства в России, — это преференции, установленные в части ценообразования на препараты из Перечня ЖНВЛП.

Статья 61 ФЗ–61 "О лекарственных средствах" устанавливает право российского производителя обратиться в Минздрав России за перерегистрацией цены на препарат на уровне инфляции или из-за изменений накладных расходов и стоимости сырья. Внесенные в декабре 2014 г. изменения в ФЗ–61 исключают из словосочетания "российский производитель" слово "российский". Означает ли это, что инициировать перерегистрацию цены на препараты из Перечня ЖНВЛП смогут иностранные фармпроизводители? Нет, не смогут. Для этого должны быть внесены изменения в подзаконные акты. Ожидается, что разрабатываемые подзаконные акты как раз и дадут такую возможность иностранным производителям в связи с текущей экономической ситуацией.

По материалам сессии в рамках 3-й Международной конфйеренции "Регуляторно-правовые аспекты деятельности фармкомпаний в России — 2015"

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Что мы потеряли в здравоохранении

С критикой здравоохранения и повестки начавшегося сегодня III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней», 26 октября выступил президент НМП Л.М. Рошаль. В своей пламенной речи он задался вопросом — насколько сегодняшняя Россия сохранила принципы здравоохранения, заложенные Н.А. Семашко? Приводим полный текст речи.

Производственным аптекам - быть!

Эксклюзив 

Недавно в фармацевтическом сообществе возобновилась дискуссия о необходимости возрождения производственных аптек. Всего на аптечное производство в России выдано около 1400 лицензий. Половина аптек ничего не производят, другая — производят в ограниченном количестве. 

Аптеке нужно менять ОКВЭД

Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.

Клинические рекомендации медицины - основа ОМС

Консалтинговая компания «Право на здоровье» опросила ведущих экспертов здравоохранения на предмет их восприятия роли клинических рекомендаций в системе здравоохранения. Подавляющее большинство считает, что соблюдение этих регламентирующих назначение лечения документов должно быть обязательным.

Общественники просят пересмотреть ЖНВЛП

Общественная организация «Движение против рака» направило письмо в Кабмин, Минздрав и Счетную палату с просьбой назначить повторное заседание Комиссии по формированию перечня ЖНВЛП и изменить решения в отношении лекпрепаратов лорлатиниб, асциминиб, трастузумаб дерукстекан, соторасиб для терапии тяжелых форм рака различной этиологии.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг