15.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024 18+
15.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024
// Аптека // Тенденции развития

Разнообразие мультиформата

Российский фармацевтический рынок по объемам торговли занимает 20-е место в мировом рейтинге, а по темпам развития —2-е. Несмотря на кризис, он все-таки растет. На 66% фарма состоит из частного капитала, на 34 — из государственного. И доля государственного снижается. Новые времена требуют новых аптечных форматов.

Аполлонова Татьяна
Исполнительный директор ООО «Здоровые люди», Санкт-Петербург

Тенденция всего российского ритейла последних лет — это освоение торговыми сетями новых форматов. Целью таких действий стала необходимость сохранить свое присутствие в ранее освоенных российских регионах, обеспечить лидерство, расширяя сеть собственных розничных объектов, а также предоставляя потребителям возможность покупать качественные товары широкого ассортимента по доступным ценам в комфортных условиях, что сохраняет коммерческую эффективность бизнеса.

Решение о формате и ассортименте новой аптеки принимается на основе анализа многих факторов и напрямую зависит от месторасположения объекта и, как следствие, — его проходимости, площади помещения, конкурентного окружения, уровня дохода жителей района и т.д.

Кризис и связанное с ним изменение экономической ситуации внесли свои коррективы в бизнес-стратегии фармацевтического рынка. Многие аптечные сети стали открывать аптеки в разном формате, в т.ч. в востребованном формате «эконом».

ФОРМАТ "ЭКОНОМ"

Формат аптеки-эконом — это современное направление аптечной розницы, особенно актуальное для регионов. По экспертным данным, сегодня на аптеки-эконом приходится до 10% российского рынка аптечной розницы.

К основным характеристикам аптеки-эконом относятся: закрытый формат торговли, низкие цены, широкий ассортимент лекарственных средств с ограниченным сроком годности, недорогие дженерики. Кроме того, закрытая форма торговли означает экономию на охране и противокражной системе. В результате экономичный формат в период кризиса оказался очень востребованным.

ТРАДИЦИОННЫЙ ФОРМАТ — ЗАКРЫТЫЙ ФОРМАТ

Аптечные сети не спешат отказываться от закрытой формы аптечной торговли. Несколько лет назад единственным форматом аптечной торговли являлся традиционный пункт продажи лекарств с провизором и закрытыми витринами. Такой подход остается привлекательным для инвесторов с позиции небольшой суммы капиталовложений и быстрой окупаемости: при средней площади 70 кв. метров «закрытая» аптека в среднем окупается за полтора-два года.

Работая в закрытом формате, аптечные сети несут меньшие затраты на оборудование и технологии, поскольку товар не находится в свободном доступе, нет необходимости тратиться на его охрану.

ФОРМАТ "ФАРММАРКЕТ"

Специфика аптечных товаров позволяет мирно сосуществовать множеству «разношерстных» аптечных форматов. Так, российский потребитель привык к спонтанным покупкам в системе самообслуживания, что позволяет широко использовать принцип фарммаркета. Он заключается в том, что аптека четко разделена на зал открытой торговли и кассовую зону, где производится оплата.

Фарммаркет за счет большей площади выкладки позволяет максимизировать продажи и прибыль с единицы торговой площади, расширить ассортимент, увеличить товарооборот за счет импульсных покупок и парафармацевтической продукции и, следовательно, сократить время до выхода аптеки на точку самоокупаемости.

МУЛЬТИФОРМАТНОСТЬ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ РОЗНИЦЕ

Многие отечественные аптечные сети в последние годы решились на эксперимент — переквалифицироваться из моноформатной в мультиформатную сеть, развивая наряду с фарммаркетами и аптеками традиционной закрытой формы сеть востребованного на рынке формата «эконом».

Еще несколько лет назад большинство мультиформатных сетей в России создавались стихийно — чаще всего, из-за разной площади помещений, используемых собственниками, и желания поэкспериментировать, выбрать более перспективный формат в условиях еще не поделенного рынка. Сегодня же мультиформатная сеть выстраивается сознательно и с четко прогнозируемой структурой.

Решение о переводе аптек в формат «эконом», как правило, принимается на основании взвешенного анализа конкурентного окружения и покупательского спроса. Если снижение цен позволит решить вопрос локальной конкуренции, увеличить трафик и повысить рентабельность, то такую аптеку имеет смысл ребрендировать.

Инвестиции в перевод формата минимальные, т.к. под бренд «эконом», как правило, переводят аптеки с похожими характеристиками по формату и площади.

Аптеки-эконом открывают в местах с высокой проходимостью, средняя площадь каждого магазина — около 60–70 кв. метров, выкладка и продажа товара — закрытая (из-за прилавка), более 80% ассортимента, как правило, составляют лекарства.

Новый формат нуждается в новом бренде, поэтому аптечные сети становятся мультибрендовыми, предлагая своим клиентам два, а то и три типа брендов, считая, что такая тактика позволяет максимально удовлетворять спрос. При этом операционная рентабельность достигается по-разному, а именно: в аптеках основного бренда — за счет лояльных покупателей, современного формата и широкого ассортимента, в аптеках эконом-класса – за счет высокого трафика и конкурентных цен.

Примеры:

  • аптечная сеть «Ригла» развивает два бренда — «Ригла» и аптеки «эконом» «Будь здоров!»;
  • аптечная сеть «Петербургские аптеки» при поддержке муниципального правительства открыла аптеку «эконом» под брендом «Городские социальные аптеки»;
  • аптечная сеть «Фармакор» открыла более семи точек в экономичном сегменте под брендом «Экономь!»;
  • аптечная сеть «Здоровые Люди», наряду с форматом фарммаркета и традиционным форматом аптек, открыла аптеки в экономичном сегменте под брендом «Народная аптека»;
  • аптечная сеть «Первая помощь» открыла аптеки в формате «эконом» под брендом «Ленинградские аптеки».

МУЛЬТИФОРМАТНЫЕ АПТЕЧНЫЕ СЕТИ КАК НОВЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Без сомнения, будущее аптек за мультиформатностью. Разделение форматов — это некая идеальная модель успешной аптечной сети.

Специалисты РБК.research сообщили, что одновременно с аптеками эконом-класса ведущие игроки аптечного рынка активно развивают формат «фармацевтический маркет», а также тестируют новые для рынка форматы — «премиум-аптека» и «аптека-бутик».

Помимо внедрения новых форматов работы, расширяется ассортимент аптечных учреждений через сотрудничество с крупными поставщиками развивающих игрушек, косметики, парфюмерии, бижутерии, и, как следствие, происходит расширение числа потенциальных покупателей.

Конкуренция в аптечном секторе растет, а законодательство, к сожалению, не успевает учитывать потребности и возможности рынка.

РАСШИРЕНИЕ УСЛУГ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аптечные сети постоянно расширяют набор услуг для покупателей. Открываются салоны и отделы оптики, где можно проверить зрение и заказать очки; центры активной косметики, в которых бесплатно проводят диагностику состояния кожи и волос; пункты измерения давления; детские студии. Развиваются новые направления, в частности, биоорганика. В ассортимент вводится органическая, сертифицированная продукция – еда, гигиенические средства, косметика, детские товары и мн. др., предоставляют услуги бесплатного детского психолога.

НОВЫЕ БИЗНЕС–ПРОЕКТЫ НЕАПТЕЧНЫХ РИТЕЙЛЕРОВ

«Мир Здоровья» — новый бизнес-проект, планирующий формирование не отдельных магазинов, а сети специализированных отделов в крупных гипер- и супермаркетах России.

«Леотон-Фарма» — управляющая компания проекта — планирует создать такие отделы в трехстах сетевых магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и др. городов Российской Федерации. Партнерами станут сетевые ритейлеры — «ГиперГлобус», «Ашан», «Седьмой континент». Предполагается, что «Мир Здоровья» станет эффективным каналом продажи парафармацевтической продукции и позволит поддерживать стабильную прибыль как на растущем рынке парафармацевтики, так и партнерам-ритейлерам.

Уже сейчас обсуждаются перспективы развития и эффективности инвестиций в start-up (раскрутка фирмы — процесс продвижения новой компании «с нуля» методами PR, маркетинга и рекламы, которые быстро проявляют свою эффективность. — Прим. ред.), его социальная значимость и потенциал отечественного розничного рынка дрогери (drogerie) — сетевое торговое предприятие, ориентированное на продажу ассортимента товаров первой необходимости. — Прим. ред.), а также ценовой политики.

-----------
Справка
ООО «Здоровые Люди» — это 200 аптек в 13 регионах РФ, 142 аптеки круглосуточные. В аптеках есть производственные отделы.
Аптечная сеть разработала частные марки: кислород «Здоровые Люди», влажные салфетки «Здоровые Люди», таблетницы «Здоровые Люди».
В 2011 г. ООО «Здоровые Люди» была названа лучшей аптечной сетью Санкт-Петербурга и входит в TOP-10 ведущих розничных фармоператоров России.
-----------

По материалам секции «Аптечная сеть России – начало перемен», выставка «Аптека-2011», декабрь 2011

Статьи подрубрики тенденции развития:
Суверенизация фармации — плюсы и минусы (ч. 1)

Суверенизация в современном понимании — это процесс обретения политико–государственной, экономико–технологической и ментально-психологической независимости в условиях глобального управления рисками в интересах общества и его безопасности.

Я продавец или все–таки фармацевт?

Профессиональное сообщество "Фарма РФ" регулярно проводит на своем сайте опросы фармацевтов и провизоров. На этот раз работникам фармацевтической розничной сферы предложено было порассуждать, что такое аптека, торговое предприятие или учреждение здравоохранения?

XXI век: Новая фармацевтическая реальность

Ситуация Х. COVID-19: начало апокалипсиса или сейсмический удар по фундаменту цивилизации?
Эпизод 5. SARS-CoV-2 vs Homo sapiens sapiens… (ч. 5/2)

Главное — сделать правильные выводы из всего произошедшего

Пандемия COVID–19 стала самым серьезным вызовом, с которым столкнулся мир. Многие люди шокированы и с тревогой всматриваются в будущее, понимая, что серьезные перемены в их жизни неизбежны. Подобно другим эпохальным событиям, эта пандемия уже привела к фундаментальным сдвигам в общественном укладе и мышлении людей.

Единичные аптеки: почему все–таки они держатся?

Недавно довелось прочесть на сайте одной аптечной сети, что единичная аптека — исчезающий вид. И что лучшее будущее для аптеки–одиночки — вхождение в состав какого–нибудь из гигантов аптечного рынка…