16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Роль клинического фармаколога в лекобеспечении

Об особенностях формирования лекарственной политики в медорганизациях, проблемах лекарственной безопасности при выборе фармакотерапии и применении IT технологий говорили на прошедшем Фармсаммите в рамках конгресса «Человек и лекарство».

Навести порядок в номенклатуре

Эффективность фармакотерапии напрямую зависит от финансовых возможностей бюджета при оказании лекарственной помощи. Поэтому главный внештатный клинический фармаколог Минздрава РФ по Дальневосточному федеральному округу Екатерина Елисеева уверена, что необходимо использовать все источники финансирования лекарственной помощи населению. Например, если препарат нельзя длительно предоставить пациенту за счет средств ОМС или он не входит в программу ВЗН, то он должен предоставляться за счет средств регионального субъекта.

Сегодня на реализацию программы лекобеспечения влияют не только финансовые аспекты, например, связанные с возможностью проводить монетизацию льготной выдачи препаратов. Еще одна проблема — несовершенство льготной лекарственной номенклатуры. Нередко в ней препараты, прошедшие различные клинические и экономические оценки, соседствуют с лекарствами, вышедшими на рынок в 70-80-х годах прошлого столетия, которые не проходили современные экспертизы, необходимые для включения в регуляторные перечни. Помочь привести списки в порядок может работа клинических фармакологов.

Главное звено лекарственной политики

Без клинических фармакологов сложно представить грамотную лекарственную политику в стационаре. Как отмечает профессор кафедры терапии и клинической фармакологии СЗГМУ имени И.И. Мечникова, д.м.н. Александра Бурбелло, она заключается в обеспечении препаратами пациентов для оказания помощи на основании стандартов и клинических рекомендаций. Помимо этого, к ней относятся система проверки безопасного назначения лекарств в отделениях и алгоритмы проведения аудитов рационального назначения лекарств, а также экономического обоснования закупки тех или иных препаратов.

Как правило, в лекарственной политике стационара участвуют аптека, отдел закупок, клинический фармаколог, отделения и администрация. Важно, чтобы все звенья этой цепи стремились работать сообща. Нельзя допускать плохого обмена информацией между ними или того, чтобы кто-то ставил свои потребности выше других.

Как выглядит путь препаратов в стационаре? Отделение формирует заявку, в которой указывает, какие лекарства ему нужны. После заявки на привоз они поступают в аптеку и отделение получает их на основании требования-накладной. Далее формируются листы назначений для пациентов. Когда больные завершают терапию, на принимавшиеся ими препараты составляются акты списания.

Одна из задач клинических фармакологов в стационаре — обучение отделений формировать потребности. Необходимо дать им возможность выбирать препараты по эффективности и безопасности, но при этом ставить ограниченные рамки по номенклатуре и лимиты по финансам. Такой подход позволит избежать избытка медикаментов, ненужных закупок (например, препараты не по профилю отделения) и лишних трат.

Помочь клиническому фармакологу следить за распределением и назначением лекарств может цифровая информационная система. Положительный опыт ее использования отмечает заведующая отделением клинической фармакологии КГБУЗ «Краевая клиническая больница», главный внештатный специалист Минздрава Красноярского края по клинической фармакологии Евгения Курц.

В учреждении используется система «1С: Аптека», благодаря которой видно движение препаратов. Во время закупочной кампании каждый заведующий отделением заполняет заявку на необходимые препараты и размещает ее в системе. Также с ее помощью проводится анализ движения остатков.

Главную роль при движении лекарств в стационаре играет формулярный перечень, который регулярно пересматривается и дополняется. На его основании можно выделить определенные группы риска для понимания назначения лекарств. Например, нужно обращать особое внимание на беременных, пожилых пациентов и детей. Из информационной системы можно сразу получить данные, разрешено ли применять тот или иной препарат для этих групп пациентов и на их основании решить, продолжать ли текущую терапию. Назначаемый препарат врач выбирает из онлайн-справочника и определяет режим дозирования. Параллельно в системе электронной истории болезни появляются данные о введении назначенного лекарства. Кроме того, в информационной системе и формулярном перечне есть сведения о взаимодействии лекарств. Их быстрое получение позволяет врачам оперативно принимать решение о назначении, а также собирать и анализировать нежелательные побочные реакции.

По материалам круглого стола «Лекарственная политика в медицинской организации: роль клинического фармаколога» в рамках XXX Российского национального конгресса «Человек и лекарство»

Источники:

.

Елисеева Екатерина Валерьевна, главный внештатный специалист-клинический фармаколог Министерства здравоохранения Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор

.

Бурбелло Александра Тимофеевна, профессор кафедры терапии и клинической фармакологиифедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова», доктор медицинских наук

.

Курц Евгения Михайловна, заведующая отделением клинической фармакологии краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница», главный клинический фармаколог Министерства здравоохранения Красноярского края

Специализированные
мероприятия
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Упрощение регистрации лекарств на рынке ЕАЭС: первый опыт

С момента начала работ по формированию общего рынка лекарственных препаратов (ЛП) на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наблюдается устойчивый рост заявлений на приведение в соответствие с общими требованиями Союза регистрационных досье ЛП, зарегистрированных по правилам государства-члена.

О доступности разных форм выпуска лекарств

Номенклатура лекарственных форм, производимых современной промышленностью, достаточно широка, в ГРЛС представлено более 40 ее видов. Во многих ситуациях подобное разнообразие в буквальном смысле слова спасает жизнь. Например, пациент с отеком Квинке едва ли сможет проглотить таблетированный препарат, а вот инъекция улучшит его состояние достаточно быстро. Почему исчезают с прилавков аптек разные формы выпуска лекарств?

Государственные программы по здравоохранению

Демография — это не только рождение здорового ребенка, но и вопросы семьи, качественной и продолжительной жизни населения. Этот тезис стал главным лейтмотивом прошедшей в Москве пресс-конференции председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по охране здоровья Бадмы Башанкаева.

Инновации должны быть полезными

Под инновациями в фарме понимается не только разработка новых препаратов, но и современные подходы к исследованиям, лекобеспечению и другим ключевым для отрасли мероприятиям. Однако представители государственных структур и рынка считают, что инновации важны не сами по себе — среди них нужно выбирать наиболее полезные и несложные для внедрения в широкую практику.

Контроль и разрешения в эру цифровых технологий

Стратегия цифровой трансформации государственного управления до 2030 года, закрепленная в Распоряжении Правительства РФ №637-р от 16 марта 2024 года, направлена на обеспечение свободного, устойчивого и безопасного информационного взаимодействия между органами государственной власти, гражданами и бизнесом.

Специализированные
мероприятия