30.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
30.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Скорая помощь — безопасность и защищенность

В Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол "Социальная инфраструктура. Механизмы общественного контроля деятельности скорой медицинской помощи", направленный на совершенствование этой сферы нашей жизни.

В нем приняли участие представители различных министерств, союзов, ассоциаций, комиссий, вузов и других организаций профессионального сообщества.

Обсудив вопросы текущего состояния скорой медицинской помощи, совершенствования законодательства в сфере регулирования вопросов оказания первой помощи в Российской Федерации, развития механизмов общественного контроля деятельности скорой медпомощи, участники круглого стола считают необходимым продолжение дискуссии о методах совершенствования социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения.

Представляется возможным введение в законодательство понятия расширенной первой помощи и помощи в особых случаях. В настоящий момент для всех потенциальных участников оказания первой помощи приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. №477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" предусмотрен равный объем оказания первой помощи. Однако есть группы участников оказания первой помощи (в т.ч. профессиональные контингенты МЧС России), которые должны быть подготовлены лучше, чем на уровне базовой первой помощи, или которые работают или могут оказаться в особых условиях, когда уровень базовой первой помощи будет недостаточен (в условиях, удаленных от возможности получения медицинской помощи или на опасных производствах, где есть специфические факторы риска, требующие применения антидотов, и др.). Они должны быть подготовлены к оказанию первой помощи в расширенном объеме и (или) к оказанию первой помощи в особых условиях. В настоящее время, например, среди спасателей МЧС работают много врачей и фельдшеров, но они не могут использовать элементы медицинской помощи, т.к. согласно №323–ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями. Кроме того, пожарные и спасательные подразделения не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. Поэтому уже подготовленные сотрудники не могут применить имеющиеся знания и навыки. В связи с этим предлагается ввести понятие расширенной первой помощи и помощи в особых случаях.

Расширенная первая помощь. В дополнение к базовому объему первой помощи могут выполняться действия с применением дополнительного оборудования, средств и устройств. Подготовка и оснащение расширенные, в соответствии с задачами и условиями оказания первой помощи, могут различаться для различных участников. Лекарственные препараты для оказания расширенной первой помощи не применяются. В Российской Федерации первым шагом на пути к дифференциации первой помощи по объему стало утверждение состава укладки для оказания первой помощи сотрудниками ГИБДД МВД России. Состав данной укладки предусматривает оказание первой помощи в большем объеме по сравнению с утвержденным (приказ Минздравсоцразвития России от 10.08.11 №905н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно–транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации").

Оказание помощи в особых случаях. Применение медикаментов или препаратов (антидотов) не входит в объем первой помощи (лица, не имеющие медицинского образования, не должны назначать лекарства, это задача врача или фельдшера). Однако в особых условиях может потребоваться применение антидота, введение ЛП или выполнение инвазивных мероприятий при отсутствии медицинского работника (при боевых действиях, катастрофах, условиях, когда оказание медпомощи (медицинским работником) невозможно вовсе или ее оказание отсрочено на длительное время. В этом случае для оказания первой помощи могут применяться средства и методики, не применяемые для базовой и расширенной первой помощи, но необходимые для спасения пострадавшего или больного. При этом выполнение мероприятия по оказанию помощи может регламентироваться особой инструкцией (заранее разработанной). Так, в соответствии с международными требованиями Минздравсоцразвития России утвердило состав аптечки для морских и речных судов, не имеющих в штатном расписании медицинского работника, в которую входят лекарственные препараты, в т.ч. и наркотики (приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.12 №499н "Об утверждении порядка установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника"). Применять ее будут не медицинские работники, в соответствии со сложившейся ситуацией и разработанной инструкцией.

В связи с этим первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной думы РФ Николай Федорович Герасименко констатировал:
—  Анализируя существующее законодательство в сфере регулирования вопросов оказания первой помощи в РФ, представляется важным введение понятия расширенной первой помощи и помощи в особых случаях, так как до сих пор "самодеятельность" возбранялась. А зачем тогда людям продают аптечки? Чтобы потом спросить: «А какое вы имели право оказывать первую помощь, если вы не медик?" От своевременного оказания помощи зависит исход ситуации!

Предлагается ст. 31 ФЗ от 21.11.11 №323–ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изложить в новой редакции, добавив понятия "Расширенная первая помощь" и "Первая помощь в особых случаях":

  1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощью в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно–спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
  2. Расширенная первая помощь — первая помощь, оказываемая с применением дополнительного оборудования, средств и устройств лицами, имеющими соответствующую подготовку.
  3. Первая помощь в особых случаях — первая помощь, оказываемая с применением антидотов, введением лекарственных препаратов или выполнением инвазивных мероприятий при отсутствии медицинского работника (при боевых действиях, катастрофах, условиях, когда оказание медицинской помощи (медицинским работником) невозможно вовсе или ее оказание отсрочено на длительное время и т.д.) лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно–спасательных служб.
  4. Перечень состояний, при которых оказываются первая помощь, расширенная первая помощь и первая помощь в особых случаях, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи, расширенной первой помощи и первой помощи в особых случаях утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  5. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи, расширенной первой помощи и первой помощи в особых случаях разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Водители транспортных средств, волонтеры и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Второй аспект — это общественный контроль, помощь системе скорой помощи. Только представьте, что будет, если скорая помощь остановится на сутки! Необходимы создание попечительских советов при службе скорой помощи, выстраивание системы финансирования, поиск денег на ее совершенствование. Механизм общественного контроля только повысит уровень обслуживания населения, повысит имидж врача, последнее время девальвированный, сформирует доверие к медработнику.

В своем выступлении директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Николаевна Гусева подчеркнула значение механизма взаимодействия с обществом, а именно: критерий скорости дозвона до диспетчерской скорой медицинской помощи, необходимость психологической поддержки звонившему или самому пациенту на всех этапах — от звонка до госпитализации.

О.Н. Гусева напомнила о возможности взаимодействия с Минздравом по "горячей линии", где заявители могут оставлять жалобы. Кстати, в последнее время появляются и благодарственные отзывы о быстром прибытии бригады СМП и оказании действенной врачебной помощи. На более чем 85% вызовов бригада скорой помощи приезжают в интервале до 20 минут. Все это мотивирует развитие и совершенствование системы в регионе.

Ректор ГБОУ ВПО "Первый Санкт–Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова", академик РАН, главный внештатный специалист по скорой помощи Минздрава России Сергей Федорович Багненко:
— Скорая помощь всегда работала достойно, даже в тяжелые 90-е годы. Проблемы финансовой ответственности легли на плечи регионов, и федеральное министерство одно время мало уделяло внимания обеспечению скорой помощи. Со середины 2000–х гг. пришло понимание общей ответственности за здравоохранение федеральным органом. И уже лет десять самым серьезным образом восстанавливаются и прописываются правила оказания скорой медицинской помощи и ее развития, чтобы СП соответствовала современным требованиям. А это оснащенность, информационная обеспеченность, позволяющая сократить время ожидания, проложить кратчайшие маршруты. Последние лет семь мы уже говорим о том, что должна быть вся медицинская цепочка, не только догоспитальный этап. Момент преемственности — важнейший момент! Стыковочный узел всей цепочки должен соответствовать современным реалиям.

Как же подключить механизм гражданского общества для более эффективной работы этой системы? Здесь несколько важнейших звеньев. Прежде всего, общество в любом своем проявлении, перед тем как обсуждать состояние скорой помощи, оно должно быть компетентным. Участвуя в какой-либо телепередаче, касающейся медицины вообще и скорой помощи в частности, мы должны оговорить с шеф-редактором ее позицию. Иначе может быть обратный результирующим эффект.

Что касается скорой помощи, то такие передачи, публикации, слушания создавать таким образом, чтобы участники были уже ознакомлены с мировым опытом достижений, могли бы убедить, что наши предложения дадут положительный эффект, проиллюстрировав их примерами. И хорошо бы создать передачу с приглашением спасенных пациентов. Считаю, что мы должны получить суммы на создание общественной поддержки реформам и развитию здравоохранения. Тогда это будет действенная общественная поддержка, позволяющая сделать следующий шаг.

Мы не хотим уйти от общественного контроля. Скорость дозвона должна быть такой, чтобы человек ощущал свою безопасность и защищенность.

К сожалению, наше население воспитано такое мнение, что в больницу можно попасть только через "03". А в принципе 70% всех выездов бывают к людям, которые сами могут передвигаться. Должны быть такие современные приемные отделения, в которых было бы достаточно свободных мест — как во всем мире.

Благодаря позиции Ольги Игоревны Голодец и Вероники Игоревны Скворцовой мы создали программу: к 2018 г. (кстати, к чемпионату мира по футболу) в 11 городах нам надо создать хотя бы по одному такому отделению, куда можно прийти или приехать самому, не звоня "03". Такие отделения с большими парковками совершенно меняют ощущение человека в этом городе: чувствуются безопасность и защищенность.

Главный врач должен формировать бригаду, соответствующую структуре вызова. Если это неотложная помощь, когда человек способен сам передвигаться, зачем ему мощная бригада из четырех-пяти человек. Достаточного одного врача или фельдшера с чемоданчиком, который при необходимости заберет человека в больницу. Мы должны экономить народные деньги, чтобы в тяжелых случаях сформировать действительно большую бригаду. Еще очень многое предстоит сделать. И общественная поддержка очень нужна! Но осознанная, компетентная, хорошо подготовленная.

Что касается повышения медицинской грамотности населения и оказания самовзаимопомощи, то это также весьма актуально!

Антон Владимирович Цветков, председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК ОП РФ, член Совета ОП РФ, председатель президиума Общероссийской общественной организации "Офицеры России":
— У нас не до конца, в том числе на законодательном уровне, решен вопрос защиты врачей, когда они приезжают на вызов. Машине не уступают дорогу, не дают место под стоянку и даже нападают на врачей в подъезде. Была наша инициатива, когда мы предлагали приравнивать по уровню ответственности сотрудников экстренной службы к представителям госорганов, чтобы люди понимали: нападать на человека в форме при исполнении им служебных обязанностей по оказанию первой медицинской помощи влечет за собой уголовно наказуемую ответственность. Я против выдачи бригаде электрошокеров, травматического оружия — каждый должен заниматься своим делом. Хорошо было бы, чтобы в каждой машине скорой помощи была бы "тревожная кнопка" как посыл органам внутренних дел.

Вторая проблема. Скорая помощь приезжает на место, где лежит окровавленный человек. В большинстве случаев врачи его забирают и везут в соответствующее учреждение, откуда потом идет телефонограмма в ОВД. Данная процедура полностью исключает раскрытие преступления по горячим следам. Есть ли выход при раскрытии криминальных ситуаций?

Третий момент. Если сотрудник полиции приезжает на вызов и ему дают деньги, это взятка. За нее можно сесть в тюрьму. А в случаях приезда бригады скорой помощи элемент бытовой коррупции присутствует безнаказанно. Может быть, стоит создать благотворительный фонд, куда бы отправлялись деньги благодарными пациентами на законных основаниях.

Следующее. Компетентный общественный контроль должен прослушивать записи вызовов — как ведется диалог диспетчерской службой с пациентом или звонившим, а также реагировать на жалобы врачей на нехватку оборудования, медикаментов, низкую заработную плату.

Нет градации времени от принятия вызова до прибытия бригады. Необходимо увеличивать количество бригад медперсонала и автомобилей и дифференцировать марки последних в зависимости от степени тяжести вызова. Обязать аэропорты иметь свою круглосуточную дежурную бригаду скорой помощи, свой реанимобиль.

Николай Филиппович Плавунов, главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы им. А.С. Пучкова:
— Безусловно, нужен общественный контроль, это нормальное явление. Открыт Медицинской совет Минздрава по работе скорой помощи, работает сайт, куда поступают обращения граждан, проводится мониторинг различных ситуаций. В колонке Главного врача даются разъяснения, например, что нужно делать до приезда скорой помощи; в каких случаях пациенту нужна скорая помощь. Дистанционная медицинская консультация — мощный фактор службы. Ведется информационная страничка и в газете "АиФ Здоровье".

Работает бюро несчастных случаев, где каждые два часа дается информация по всем неизвестным лицам, куда поступают прямые сведения от служб "01", "02", "112".

Данные о времени регистрации звонка до прибытия бригады передаются в органы государственной статистической отчетности. Принимаются быстрые решения о направлении бригады конкретной комплектации. За последние пять лет ускорение прибытия составило пять минут, в среднем 13,3 мин. против 20 по документальным нормам. 12 минут — это реальная высокая степень доступности медпомощи. Возросло самосознание населения на дорогах, которые уважают машины скорой помощи.

Развивается сервис скорой помощи для глухонемых. Выработан формат шаблона sms–сообщений в стандартном варианте.

В соответствии с приказом » Минздрава России №549н от 07.08.13 "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи" у нас никогда не было проблем с обеспечением медикаментами и оборудованием на скорой помощи г. Москвы.

Мы готовы поделиться наработками с другими регионами России. Надеемся на дальнейшую помощь общественного контроля.

Участниками круглого стола было подчеркнуто, что в связи с предстоящим отпускным периодом и связанными с этим частыми перемещениями граждан по территории России, представляется целесообразным поддержать инициативу членов Общественной палаты РФ по обращению в адрес Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и ведущих операторов сотовой связи об отправке информационных сообщений с указанием актуальных номеров связи по вопросам медпомощи и телефонов экстренных служб субъекта РФ абонентам сотовых сетей при пересечении границ субъектов РФ.

Итак, роль общественного контроля — выявлять лучшие моменты, обобщить положительный опыт, распространить его на другие регионы для достижения тех же результатов, что и в Москве. К такому выводу пришли участники круглого стола. Общественный контроль за работой службы скорой медицинской помощи в регионах РФ может значительно повысить эффективность ее работы. С одной стороны, общество может своими силами контролировать соблюдение службой скорой медицинской помощи в субъектах РФ действующих нормативных правовых актов. Например, укомплектованность автомобилей скорой медпомощи всем необходимым оборудованием и их количество, а также срок эксплуатации (не более пяти лет). Или изучение мнения пациентов о качестве оказания скорой медпомощи, сроках доезда выездных бригад, времени ожидания ответа диспетчера, этических моментов обслуживания и т.д. Кроме того, инструментом общественного контроля могли бы стать опросы работников службы скорой медпомощи в части удовлетворенности условиями своей работы.

С другой стороны, общественный контроль не должен быть разрушительным, деструктивным по отношению к системе оказания скорой медпомощи. Необходимо проводить политику общественного поощрения качественно работающих сотрудников СМП. Необходимо, чтобы общество не только требовало, но и отдавало должное специалистам этой службы.

Статьи подрубрики государственное регулирование:
Медицинские кадры: как сохранить доступное лечение

Национальное здравоохранение испытывает колоссальный кадровый голод. Сегодня стране не хватает врачей, фельдшеров, медицинских сестер.

Как повысить доступность АРВ-терапии

В марте к министру здравоохранения М.А. Мурашко и главе ФМБА В.И. Скворцовой обратились участники "Пациентского контроля" — движения, защищающего интересы пациентов с ВИЧ и иными серьезными заболеваниями.

Минздрав отчитался и наметил перспективы

Министр здравоохранения М.А. Мурашко на минувшей неделе отчитался перед депутатами Комитета по охране здоровья Государственной думы, рассказав о результатах и направлениях работы, в том числе в сфере фармацевтической помощи.

Службу "03" нужно срочно спасать

"Скорая помощь" задыхается от нехватки кадров. Решить эту проблему предложено посредством организационных мер, а именно — уточнения профстандарта для врача скорой медпомощи. Проект соответствующего документа подготовил Минтруд.

Дополнение перечней лекарств одобрено Минздравом

На заседании специальной комиссии МЗ РФ по вопросам составления ключевых списков лекпрепаратов одобрено предложение дать статус ЖНВЛП всем заявленным наименованиям. Некоторые препараты для лечения пациентов с рассеянным склерозом — дивозилимаб (в форме концентрата) и сампэгинтерферон бета-1а (в виде раствора) — предложено внести в состав списка "четырнадцати нозологий".