29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Современный фармрынок не прощает ошибок в ценообразовании

Никто в начале года не мог подумать о той экономической ситуации, которая сложилась к настоящему времени.

Лисовский Павел Андреевич
Управляющий партнер компании «Проектирование систем управления», бизнес-тренер, к.э.н.

Она характеризуется следующими тенденциями: падение курса рубля по отношению к остальным мировым валютам, причем валютные скачки характеризуются большой амплитудой колебаний. Кроме того, Центробанк отказался от поддержки валютного коридора, что привело к увеличению стоимости кредитных денег, ведь более 70% в стоимостном выражении занимают на рынке импортные лекарственные средства.

Как наблюдаемые тенденции отразятся на фармацевтическом рынке? В связи с увеличением частоты и амплитуды колебаний изменятся цены на прилавках аптек. Напуганное население ринется закупать лекарства впрок. Ожидается вероятность дефектуры в результате рукотворных перекосов рынка. Дефектура может быть вызвана системными проблемами, что спровоцировано недостаточной ценой лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП для производителя, дистрибутора, особенно это почувствуют в отдаленных регионах страны. Чем больше нестабильность экономической ситуации, тем больше вероятность возникновения рукотворных перекосов. Не исключена возможность сокращения инвестиций в фармацевтический рынок России, если иностранные производители решат, что им невыгодно вкладывать финансовые ресурсы в рынок в условиях нестабильности. Соответственно, ожидается уход с рынка недостаточно эффективных «игроков», и это связано, в первую очередь, с системным подходом в управлении.

Современный фармрынок не прощает ошибок в ценообразовании, в формировании ассортимента, что может вызвать у некоторых аптечных предприятий временный недостаток денежных средств, необходимых для своевременного и полного финансирования наступивших расходов. Дальнейшая судьба аптечной сети с кассовым разрывом — закрытие или отход к крупному дистрибутору.

Что поможет выжить аптекам в нелегкой экономической ситуации? Необходимо пересмотреть организацию основных бизнес-процессов, в первую очередь, это касается процессов формирования ассортиментной матрицы и определения оптимального товарного запаса, ценообразования и фармацевтических рекомендаций.

Всех нас ожидает смена технологий. Планирование ассортимента и формирование товарных запасов должно отталкиваться в ближайшее время от прибыльности позиций для аптеки. Не стоит продавать ради товарооборота. При условии удорожания денежных средств, сокращения товарных запасов в ассортименте аптек не место экономически неэффективным товарам. Фармрекомендация в современных экономических условиях должна отталкиваться от двух факторов — эффективности лекарственных препаратов и прибыльности позиции для аптечного предприятия.

Основой адаптивной системы ценообразования в условиях экономической нестабильности является ее мобильная изменчивость в зависимости от условий меняющейся среды.

Аптечные предприятия хочется предостеречь от делегирования ценообразования на уровне заведующих аптеками, осуществлять ценообразование в одной отдельно взятой аптеке, воспользовавшись показательным примером. Неразумно "плодить" ценовые форматы под одним брендом. Еще одна неверная позиция — ориентировка на цены конкурентов. У кого–то оборот товара один, у соседей — совсем иной, отсюда — разрыв цен в разных аптеках будет значителен. От цен на фармрынке постоянства ждать не стоит. И, наконец, не делать ставку на пересмотр логистики программного обеспечения. В аптечном бизнесе важна сплоченность команды единомышленников.

Прибыль конкурента лишит спокойного сна руководство любой аптеки. Может быть, дело в эффективности ценообразования, которое обеспечивает максимальную прибыльность при сохранении конкурентоспособности. Активное ценообразование на основании внутренних факторов при вторичном учете рыночных тенденций гарантирует успех. Руководитель аптечной сети, заведующий аптекой должен, в первую очередь, ориентироваться на собственную выгоду, а уже потом оглядываться на рынок в целом. В расчете на прибыль следует учитывать следующие принципы ценообразования: централизация их процессов, тогда точность прогнозов продаж лекарственных препаратов будет в десятки раз выше, чем в отдельной точке. Нужна стандартизация ценообразования по экономическим группам товаров. К разным экономическим группам лекарственных препаратов (безрецептурным, льготным, рецептурным) должен быть разный подход. Отсюда вытекают нижеследующие принципы: корректировка ценообразования в рамках терапевтических групп, использование колебаний рынка для увеличения прибыльности и применение принципа биржевой торговли и конкурентности. В условиях непостоянства цен должен быть единый алгоритм, позволяющий безболезненно осуществить централизованную переоценку товарного остатка.

На российском фармрынке используется матрица ценообразования по ценовым категориям аптек. В этих рамках существуют экономические группы, адаптивный механизм, который запускает переоценку входящих товаров. Логика процессов ценообразования включает также алгоритм пересчета матрицы ценообразования на основании неких тенденций фармрынка. Аптеке надо уметь продавать товар по той цене, по которой она желает. Вывод из сказанного мной таков: завтра все изменится, поэтому надо пересматривать организацию бизнес-процессов прямо сейчас. Хорошие времена наступят лишь для тех, кто выживет.

По материалам секции «Завтра все изменится. Как вести аптечный бизнес в 2015 г.» в рамках выставки «АПТЕКА 2014»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия