ПРОБЛЕМА НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ
Большинство людей привыкли считать инвалидами лишь тех, кто не может передвигаться без посторонней помощи из–за проблем с опорно–двигательным аппаратом или страдает слепотой. А между тем глухота также приводит к инвалидности. Уже сам этот факт говорит о том, что проблема эта и для самого человека, страдающего глухотой, и для общества, в котором он живет, весьма и весьма существенная. Глухие дети не могут овладеть разговорным языком без специального вмешательства. С потерей слуха у них может наблюдаться задержка развития и потребность в помощи при обучении в учебных заведениях. Да и взрослым не легче. Конечно, существует так называемый язык жестов, некоторым помогают слуховые аппараты. Но не всем это облегчает жизнь и в быту, и на работе…
"Количество людей с проблемами слуха растет из года в год. Так, если в 2015 г. в мире насчитывалось 360 млн человек с инвалидизирующей потерей слуха, то в 2018 г. их число составило уже 466 млн человек. А по оценке медицинских аналитических служб ВОЗ, к 2050 г. численность достигнет 900 млн. Очень настораживает тот факт, что потеря слуха прогрессирует среди подростков в возрасте 12–17 лет, в т.ч. из-за прослушивания музыки с небезопасным уровнем громкости и в течение продолжительного времени. А вообще по последним данным в Российской Федерации насчитывается более 15 млн больных с нарушениями слуха, в т.ч. более 1 млн детей и подростков", — говорит директор Российского научно-клинического центра аудиологии и слухопротезирования (РНКЦ АиС) ФМБА России, проф., д.м.н. Георгий Таварткиладзе. Он добавляет, что, если не обратить эту тенденцию вспять, ситуация приведет к прямым расходам системы здравоохранения.
Возрастет спрос на услуги лечения болезней уха и нарушений слуха, а также на соответствующие вспомогательные средства и методы, в частности, слуховые аппараты и субтитры. Кроме того, возникают дополнительные потребности в подготовке еще большего количества квалифицированных специалистов здравоохранения. Если эти потребности не будут удовлетворены, это негативно скажется не только на отдельных людях, которые все больше будут оказываться в ситуации социальной изоляции, но и на обществе в целом, поскольку приведет к снижению производительности труда. Поэтому целый ряд стран мира признал, что нынешнюю динамику по потере слуха у населения необходимо остановить. Прежде всего, путем профилактики и лечения.
И тут особая ответственность лежит на работниках здравоохранения, которые, по мнению Георгия Таварткиладзе, должны:
- информировать людей о факторах риска, ведущих к потере слуха;
- предоставлять лечение пациентам, которые в нем нуждаются;
- направлять пациентов на проверку слуха или за другой специализированной помощью;
- убеждать людей пользоваться назначенными им слуховыми аппаратами, овладевать языком жестов и другими средствами коммуникации;
- участвовать в просветительских и скрининговых программах и мероприятиях;
- следить за состоянием слуха у пациентов, принимающих ототоксичные препараты.
К ним относится целый ряд как рецептурных, так и безрецептурных лекарственных средств самого разного терапевтического действия. Не у всех, но у многих людей, они могут провоцировать ухудшение слуха. "Например, в США на рынке присутствует более 200 ототоксичных препаратов. Ухудшение или полная потеря слуха при их применении может развиваться быстро и не всегда является обратимой. Есть такие препараты и на российском рынке. Это не значит, что от них нужно полностью отказываться. Опросы показывают, что, читая инструкцию, пациенты редко обращают внимание на побочные эффекты, связанные со слухом, поэтому их появление является для них неожиданностью и вызывает стресс.
В связи с этим провизорам и фармацевтам следует предупреждать посетителей, приобретающих в аптеке ототоксичные препараты, о потенциальном риске ухудшения слуха, а также о факторах, повышающих этот риск. Да и самим врачам, рекомендующим препараты с ототоксичным эффектом, надо предупреждать пациентов о том, чтобы в случае даже небольшой потери слуха они немедленно сообщали об этом своему лечащему доктору. Он либо заменит этот препарат на другой, либо скорректирует дозировку лекарственного средства", — обращает внимание представитель ВОЗ в Российской Федерации Мелита Вуйнович.
Проблемы со слухом и их глобализация во всем мире обратили на себя пристальное внимание представителей здравоохранения на самом высоком уровне. Резолюцией ВОЗ по итогам 70–й Всемирной ассамблеи, которая прошла в мае 2017 г. в Женеве, правительствам государств было рекомендовано:
- включить стратегии оказания помощи при болезнях уха и слуха в комплекс первичной медико-санитарной помощи;
- учредить программы обучения для работников здравоохранения;
- осуществлять программы диспансеризации среди групп населения высокого риска;
- улучшить доступ к приемлемым в ценовом отношении, рентабельным и качественным ассистивным технологиям и продукции для обеспечения слуха.
В резолюции подчеркивается важность обеспечения всеобщего доступа к профилактике и помощи.
ПРОФИЛАКТИКА — КАК ЖЕ БЕЗ НЕЕ!
Конечно, чем раньше будет обозначена проблема со слухом, тем проще и эффективнее будет справиться с ней. Существуют методы раннего выявления потери слуха, к ним относятся:
- повсеместный скрининг новорожденных;
- регулярная проверка слуха в дошкольных и школьных учреждениях;
- систематическая проверка слуха в группах риска (шум на работе, привычка слушать громкую музыку, бесконтрольное использование лекарственных препаратов, которые могут повредить слух, ежегодная проверка слуха у лиц старше 60 лет).
"Что касается детей, то 60% случаев потери слуха в этом сегменте населения предотвратимы", — утверждает директор РНКЦ АиС. Например, известно, что основными причинами детской глухоты являются инфекции (31% случаев), осложнения при родах (17%), прием ототоксичных лекарственных препаратов (4%). На другие причины приходится 8%.
Отрадно, что существует и уже внедряется стратегия профилактики и оказания помощи слабослышащим и глухим людям. Но многое еще предстоит сделать. Профессор Таварткиладзе уверен, что необходимо усилить программы оказания медицинской помощи матерям и детям, включая иммунизацию. Нужно регулярно проводить проверку слуха новорожденным и школьникам, обучать медицинских работников оказанию помощи с целью охраны слуха, обеспечивать доступность слуховых аппаратов и коммуникативной терапии. Наряду с этим надо осуществлять регулирование и мониторинг использования ототоксичных лекарственных препаратов и шумового загрязнения окружающей среды, а также повышать информированность населения с целью защиты слуха и ослабления стигмы.
Профилактика нацелена на предотвращение или своевременное лечение таких недугов и состояний, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз, дефицит йода, ототоксичность, генетическая предрасположенность, врожденная патология.
Первичная профилактика заключается в иммунизации, просвещении, лечении матери в период беременности, правильном питании, исключении вредных зависимостей, консультировании со специалистами. Вторичная профилактика — это раннее выявление нарушений слуха за счет скрининга всех групп риска и, при возможности, лечение, в т.ч. хирургическим методом. Третичная профилактика — слухопротезирование, специальное образование, реабилитация.
"Конечно, сейчас особое внимание уделяется профилактике новорожденных. Уже известно, что низкий вес при рождении, родовая травма, гипоксия и герпес матери, желтуха младенца провоцируют глухоту. Нужно следить за здоровьем и питанием будущей матери, улучшать качество родовспоможения, прибегать при необходимости к кесареву сечению", — отмечает Георгий Таварткиладзе. Важно и в дальнейшем внедрять программы универсального скрининга новорожденных и детей с оценкой результатов: инициирование соответствующих программ реабилитации с целью выявления и лечения детей с врожденным нарушением слуха или наследственной тугоухостью с поздним началом соответствующая реабилитация, начатая в идеале до возраста в 6 мес. Необходима и поддержка семьи, включая консультирование родителей; реабилитацию слуха с использованием слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов; соответствующую терапию и коммуникационные возможности.
Следует внедрять программу скрининга слуха у школьников с целью выявления, наблюдения и лечения основных заболеваний уха и нарушений слуха, интегрирование скрининга слуха в программы школьной медицины и разработка доступных каналов для обеспечения медицинской, хирургической и реабилитационной помощи. Что касается уже подросших детей и взрослых, то очень важно беречься от таких заболеваний и состояний, как серная пробка, наружный отит, попадание в ухо инородного тела, острый и хронический средний отит, корь, свинка, менингит.
"Руководителям здравоохранения нужно внедрять программы скрининга и реабилитации, начиная с обучения медицинского персонала, воспитателей дошкольных и учителей школьных учебных заведений, родителей и самих пациентов всех возрастов. Только так можно будет вовремя отследить проблему потери слуха и принять адекватные ей меры", — замечает директор РНКЦ АиС.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОТЕРЯ СЛУХА УЖЕ ИМЕЕТСЯ?
Те люди, у которых развивается потеря слуха, могут полностью раскрыть свой потенциал через реабилитацию, использование слуховых аппаратов, специальное образование, расширение прав и возможностей за счет государства и общественных организаций.
В настоящее время самым высокотехнологичным способом реабилитации больных с тотальной глухотой является кохлеарная имплантация. Все кохлеарные импланты — это биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразование звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Эти импланты вживляют во внутреннее ухо. При этом вся система кохлеарной имплантации состоит из двух компонентов: внутреннего — непосредственно кохлеарного импланта, устанавливаемого хирургом во время операции, и наружного — речевого процессора, который подключается через 3–4 недели после оперативного вмешательства сурдологом-аудиологом. Звуковой процессор носится за ухом или на теле.
Наибольшая эффективность имплантации может быть достигнута у взрослых и детей, у которых глухота наступила после развития речи (постлингвальная глухота). К следующей по эффективности группе относятся взрослые и дети с постлингвальной глухотой, длящейся в течение длительного периода.
Особое место занимают дети с прелингвальной глухотой, т.е. те, которые еще не научились говорить. У данной категории больных эффект может быть достигнут лишь в том случае, если проводится интенсивная работа по развитию слухового восприятия и разговорного языка. При проведении операции детям с прелингвальной глухотой результаты напрямую зависят от возраста на момент операции. Чем меньше возраст на момент операции, тем результаты будут более эффективными. Оптимальным для проведения кохлеарного протезирования является возраст до 6–12 месяцев.
Всем имплантированным взрослым проведенное вмешательство позволило вернуться к активному образу жизни, к работе. Большинство детей смогли поступить в массовые детские учреждения, а другая группа детей — перейти из групп для глухих детей в группы или классы для слабослышащих. Типы глухоты у больных, являющихся кандидатами для кохлеарной имплантации, варьируют от генетической, наследственной или неизвестной до травматической или связанной с инфекциями.
В мире уже насчитывается более 450 тыс. больных, использующих вживленные кохлеарные протезы. В России кохлеарные импланты используют порядка 10 тыс. пациентов. Заметим, что в нашей стране такая дорогостоящая процедура, как кохлеарная имплантация, осуществляется за счет государства.
По материалам пресс-конференции "Ранняя диагностика и профилактика потери слуха. Как сохранить одно из пяти чувств?"