о каким нормативным документам и нормативам должен рассчитываться штат аптечной организации? Каким нормативным документом определяется номенклатура должностей аптечной организации? Возможно ли введение в штат должностей заведующих структурными подразделениями (отделами) аптеки?
Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан…" (далее — Закон №323-ФЗ) фармацевтическая организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармдеятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.
Фармацевтическая деятельность — это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — Закон №61-ФЗ)).
Определение понятия аптечной организации содержится в п. 35 ст. 4 Закона №61-ФЗ. В соответствии с этой нормой аптечная организация определяется как организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона №61-ФЗ.
На наш взгляд, с учетом правил пп. 28, 29 ст. 4 Закона №61-ФЗ под организацией в контексте п. 35 ст. 4 этого федерального закона необходимо понимать юридическое лицо, осуществляющее соответствующую деятельность. Иными словами, аптечная организация — это юридическое лицо или структурное подразделение медицинской организации, которое осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Виды аптечных организаций утверждены приказом Минздрава РФ от 31.07.2020 №780н, в п. 2 и 3 которого указаны: аптека как структурное подразделение медицинской организации и аптечный пункт, в том числе как структурное подразделение медицинской организации.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона №323-ФЗ медицинская организация — юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
Исходя из сказанного приходим к выводу, что аптека как структурное подразделение медицинской организации не является фармацевтической организацией, поскольку не является юридическим лицом. Но в то же время сама медицинская организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность через своё структурное подразделение — аптеку, должна признаваться фармацевтической организацией (п. 12 ст. 2 Закона №323-ФЗ, подп. р п. 6 постановления Правительства РФ от 31.03.2022 №547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности").
Штатные нормативы аптек предусмотрены отдельными порядками оказания медицинской помощи (смотрите, например, приказ Минздрава России от 20.06.2013 №388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", приказ Минздравмедпрома РФ от 13.02.1995 №27 "О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь», приказ Минздрава России от 31.12.2012 №69н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", приказ Минздрава РФ от 09.06.2003 №230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» и др."). Ранее действующие приказ Минздрава СССР от 06.06.1979 №600 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек" и Положение об аптеке ЛПУ, утв. приказом Минздрава СССР от 18.08.1972 №689, утратили силу. При этом в настоящее время единого нормативного акта, который бы регламентировал деятельность внутрибольничных аптек, в законодательстве нет. Таким образом, работодатель, в том числе и бюджетное учреждение, формирует штатное расписание, устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей.
Право руководителя учреждения самостоятельно утверждать штатное расписание предусмотрено и в п. 19, подп. "о" п. 37 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол №11) (далее — Единые рекомендации).
Согласно подп. "о" п. 37 Единых рекомендаций формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом потребности в кадрах врачебного, среднего, младшего медицинского персонала, иных категорий работников, исходя из необходимости обеспечения качества и объемов оказываемых медицинских услуг с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, предусмотренных в порядках оказания медицинской помощи с учетом Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н. Отметим, что этот документ признан утратившим силу с 1 сентября 2023 г. приказом Минздрава России от 02.05.2023 №205н, которым утверждена новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников (далее — Номенклатура №205н).
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 №323-ФЗ установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, относится к полномочиям Минздрава России. На этой норме базируется актуальность приказа Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 №16, в соответствии с которым наименования структурных подразделений и должностей в штатном расписании указываются в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке.
Пункт 3 Номенклатуры №205н предусматривает должности руководителей структурных подразделений медицинских организаций, в том числе — заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) (подп. 3.3 Номенклатуры №205).
Таким образом, в рассматриваемом вопросе в штатном расписании наименование должностей должно соответствовать Номенклатуре №205н. При этом отметим, что, по нашему мнению, должность заведующего аптекой должна именоваться в соответствии с подп. 3.3 Номенклатуры №205, поскольку в рассматриваемом случае аптека все же является структурным подразделением медицинской организации.
Пунктом 4 Номенклатуры №205н утверждены также должности руководителей структурных подразделений фармацевтических организаций:
4.1. Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;
4.2. Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации;
4.3. Заведующий (начальник структурного подразделения (отдела) организации оптовой торговли лекарственными средствами.
Пунктом 7 Номенклатуры №205н утверждены наименования должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием (провизоры):
7.1. Провизор;
7.2. Провизор-аналитик;
7.3. Провизор-технолог (сохраняется для лиц, принятых на должность до 31 декабря 2025 г.).
Поскольку в рассматриваемом случае медицинская организация осуществляет в том числе и фармацевтическую деятельность (изготовление лекарственных форм, получение, хранение и отпуск лекарственных препаратов и др.), характерную для фармацевтических организаций, то с учетом подп. "о" п. 37 Единых рекомендаций аптека как структурное подразделение медицинской организации, в свою очередь, может делиться на отделы с введением должности "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" (п. 4.2 Номенклатуры №205н).
Подчеркнем, что данный ответ является нашим экспертным мнением, основанным на субъективном понимании приведенных в ответе норм, которое может отличаться от мнения других специалистов. Материалов судебной практики, в которых бы рассматривалась ситуация, аналогичная приведенной в вопросе, к сожалению, обнаружить не удалось.
К сведению:
Отметим, что имеется Письмо ФФОМС от 04.06.2020 №6136/30-4/4039, в котором утверждается, что оплата труда штатных фармацевтов и провизоров в доле расходов медицинской организации, приходящейся на медицинскую помощь, включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. При этом чиновники заявили, что штатная численность медицинской организации и ее структурных подразделений (отделений, кабинетов) устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно–диагностической работы, коечной мощности с учетом Рекомендуемых штатных нормативов, утвержденных приказами Минздрава. Возможность введения в штатное расписание медицинской организации должностей фармацевта и провизора–технолога предусмотрена отдельными порядками оказания медицинской помощи (подробно данный вопрос изложен в материале: О выплате работникам аптеки медицинского учреждения заработной платы за счет средств ОМС // Е.А. Палько, журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", №2, февраль 2023).
См. также решение АС Ульяновской области от 03.08.2022 по делу №А72-5282/2022; постановление Одиннадцатого ААС от 26.10.2022 №11АП-14761/22.
Евсюкова Валентина, эксперт
Материал подготовлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ