Тяжело в ученье
Как утверждают специалисты, стресс может быть эндогенным, то есть формирующимся в организме, и экзогенным, спровоцированным внешними обстоятельствами. Однако чаще всего стресс вызван совокупностью факторов. Ведь причины стресса могут находиться как во внешнем мире ребенка, так и во внутреннем.
Например, одной из главных причин стресса у школьников является чрезвычайно насыщенный учебный процесс уже с первых лет обучения. Множество уроков и дополнительных занятий, обилие тестовых, контрольных и домашних работ, экзамены, — все это может повлиять на качество усвоения материала и, как следствие, способствовать низкой успеваемости детей.
Опубликованные недавно данные свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок в школе в результате низкой успеваемости испытывает стресс. Даже отличники порой сталкиваются с высокой нагрузкой. Поскольку далеко не все дети умеют правильно планировать свое время, нагрузка постепенно становится нестерпимой и ведет к возникновению стрессовых реакций.
«Школа в целом настроена на развитие ребенка, в ней много позитива, — считает педагог-психолог Елена Михайловна Мжельская. — Тем не менее, есть повод для беспокойства. Бесконечные занятия в школе и дома, всевозможные проверочные работы, подготовка к ОГЭ и потом к ЕГЭ, — все это идет нескончаемой вереницей и вызывает стресс не только у детей, но и у педагогов. Похоже на бесконечный день сурка, когда невозможно остановиться, перевести дух, осмотреться».
Сложности в освоении школьной программы также являются одной из главных причин стресса. Не секрет, что на «хорошо» и «отлично» учатся далеко не все дети. И речь идет не только о тех, кто имеет отклонения в психическом, физическом или сенсорном развитии.
«Причины того, что учащийся не усваивает материал, могут быть очень разными — от нервно-психологических до банальной запущенности. Сначала ребенок испытывает трудности по отдельным предметам, потом перестает успевать в целом и в какой-то момент теряет интерес к школе, начинает пропускать занятия. На этой почве могут возникать конфликты с родителями, учителями и даже одноклассниками», — говорит эксперт.
Стресс — это истощение резервов
Специалисты утверждают, что стресс — это природная реакция нашего организма на различные неблагоприятные факторы, и в малых дозах он не приводит к расстройству. Но это происходит лишь в тех случаях, когда у ребенка есть возможность адаптироваться к неблагоприятной ситуации, а также развиты физиологические и психологические навыки, имеются резервы организма для преодоления неблагоприятного воздействия. Если у ребенка таких резервов нет, он испытывает дефицит витаминов и микроэлементов, страдает нарушениями гормонального развития или не обладает минимальными навыками преодоления стрессовых ситуаций, даже легкий стресс вызывает истощение. Таким образом, со временем стресс провоцирует и хронизирует различные заболевания. В результате формируется порочный круг, когда и само заболевание может быть стрессом для ребенка.
Конечно, приступать к лечению желательно до того, как произойдет истощение внутренних резервов. Однако какие же симптомы указывают на то, что ребенок испытывает постоянный стресс, эмоциональное напряжение и без помощи специалистов уже не обойтись? На какие первые тревожные проявления стоит обратить внимание?
По словам к.м.н., невролога Анастасии Васильевны Прищепа, в первую очередь, это чувство постоянной усталости. В этом случае у ребенка не хватает энергии на весь день и на все активности, которые у него запланированы. Хотя, как подчеркивает эксперт, родителям всегда нужно помнить, что огромное количество дополнительных занятий и обширная школьная программа тоже истощают и приводят к переутомлению.
Во-вторых, в 99% случаев, когда ребенок не может уснуть (его сон слишком чуткий, или он постоянно просыпается), можно говорить о различных эмоциональных нарушениях, связанных со стрессом.
Помимо чисто соматических заболеваний, свидетельствовать о проявлениях стресса могут также и частые либо тяжелые головные боли, различные предобморочные состояния, повышенное потоотделение, снижение или повышение аппетита, изменение пищевых привычек, частые респираторные заболевания, которые возникают вследствие слабого иммунитета. С одной стороны, иммунитет стремится мобилизовать организм, но когда стресс постоянный или сверхсильный, он начинает разрушать, в том числе, и иммунную систему.
«Ребенок может испытывать сильное эмоциональное напряжение, которое не позволяет ему концентрироваться, страдать ухудшением памяти. Все это свидетельствует о слишком напряженной симпатической нервной системе, которая напоминает состояние спортсмена в момент сильных физических нагрузок. Это не опасно, но при отсутствии внимания со временем может приводить к серьезным последствиям, — подчеркивает А.В. Прищепа. — В конечном итоге, проблема не в самом ребенке, а в его способности к адаптации. Поэтому так необходима помощь специалистов — терапевтов, неврологов, психологов, врачей других специальностей. Нужно помочь ребенку преодолевать стресс, адаптироваться к нему, развивать физиологические и психологические навыки».
Забота о психическом здоровье детей
При продолжительном воздействии стресса организм перестает справляться с ним, и возникают не только физические, но и психические проблемы. На серьезность этого аспекта обращает внимание к.м.н., психотерапевт Алексей Андреевич Трушин. По его словам, в возрасте 7-10 лет дети еще не могут полноценно выразить свое депрессивное состояние в том понимании, как это представляется у взрослых. Оно может выражаться в снижении активности, подвижности, неоформленных переживаниях и мыслях, невыраженных эмоциях. Если исключить неврологическую патологию, то депрессия будет выражаться в появлении признаков раздражительности, в снижении успеваемости по предметам, по которым ранее у ребенка все складывалось успешно.
У детей старшего возраста к этим симптомам добавляются устойчивые снижения настроения, формируется низкая самооценка, появляются признаки несовершенства в различных видах деятельности, и не только в учебе. У подростков появляются склонности к избеганию социальных контактов — ребенок начинает замыкаться и скрываться не только от родителей, но и от сверстников.
По результатам исследования психического состояния студентов первого курса РНИМУ им. Н.И. Пирогова, лишь 11% первокурсников находились в состоянии стрессоустойчивости. У 19% были отмечены признаки состояния нервной астении, еще у 19% наблюдалась повышенная тревожная симптоматика, 27% студентов получили диагноз клинической депрессии, а 10% (!) оказались в группе суицидального риска.
«Мы видим достаточно яркие цифры, которые отражают проблематику и необходимость формирования культуры заботы о своем психическом здоровье. Когда мы посещаем психолога или психотерапевта, мы учимся распознавать эти признаки и у окружающих, в том числе у наших детей. Это должно стать полноценной культурой, и только тогда ребенок, с самого раннего возраста наблюдая за взрослыми, будет перенимать способы заботы о своем психическом состоянии», — отмечает А.А. Трушин.
Воспитать себя, а потом своих детей
Удивительно, но у стресса есть и некоторые плюсы, когда через неудачи и трудности, а впоследствии через преодоление можно прийти к успеху. Такое мнение в ходе социологического опроса высказывает 81% учителей. В то же время, приводятся тревожные данные о том, что 78% детей абсолютно зависимы от оценок в школе, а до 70% выпускников покидают школу с неврозами.
Действительно, нервозная ситуация вокруг экзаменов и тестов, когда порой происходит давление на детей со стороны педагогов и администрации, тревожность родителей, все это оказывает сильнейшее влияние на психологическое состояние школьника. Поэтому важно не только то, как учится ребенок, но и каково его эмоциональное восприятие учебы, самой жизни.
Большинство специалистов расценивают стресс как реакцию нашего организма на внешние вызовы. Но может быть, причины стресса находятся глубоко внутри нас, а принятая парадигма ошибочна? Оказывается, есть сторонники и такой точки зрения. По их мнению, человек испытывает негативные эмоции, которые приводят к стрессу, как следствие обстоятельств. Это, в свою очередь, делает нас самих жертвами обстоятельств. Получается, что те или иные эмоции обязательно возникнут, если мы не сможем изменить окружающую обстановку, и зависят вовсе не от того, каковы условия нашей жизни, а от того, что заложено у нас в головах.
«Первой причиной детского стресса является неготовность к тому или иному событию, — полагает к.псх.н., клинический психолог Михаил Анатольевич Хорс. — Ребенок, получивший двойку, может испытать стресс. Особенно если родитель не вложил в его голову простую мысль, что это, в общем, рядовое событие, что он имеет право на ошибку, имеет право не быть идеальным. Если ребенок знает, что двойка — допустимая оценка, и в его жизни есть право на ошибку, то, получив плохую отметку, он воспримет это событие как направление развития, стимул, а не как причину для переживания».
По мнению психолога, не являясь самой причиной стресса, окружающая нас среда, безусловно, влияет на ребенка. Но чтобы минимизировать ее неблагоприятное влияние, детей нужно изначально готовить не к идеальному, а к реальному существованию.
«Для чего нужны ребенку взрослые, если они не рассказывают ему о жизни? Важно научить себя и корректно донести до своих детей простую мысль: «Если что-то происходит не так, как мы хотим, это всего лишь другой вариант реальности. И к слову «плохо» это не имеет никакого отношения. Нужно донести до ребенка мысль, что в жизни получится далеко не все. Но если ты хочешь, чтобы было именно по-твоему, трудись, преодолевай, борись!». А у большинства современных детей чувства, что можно пробовать и ошибаться, увы, нет. Именно сегодняшнее благополучие, в котором мы живем, заставляет воспринимать нас каждый заусенец как стресс. Поэтому те дети, которые внутренне не готовы к различным событиям, часть из которых — это испытания и трудности, будут более склонны в депрессии», — делает вывод М.А. Хорс.
Источники:
.
Мжельская Елена Михайловна, педагог-психолог
.
Трушин Алексей Андреевич, психотерапевт-онколог, кандидат медицинских наук
.
Прищепа Анастасия Васильевна, невролог, кандидат медицинских наук
.
Хорс Михаил Анатольевич, клинический психолог, кандидат психологических наук
По материалам круглого стола «Стресс в жизни ребенка дома и в школе»