Как отмечает первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб, с начала пандемии нашему фармрынку пришлось столкнуться сразу с несколькими серьезными вызовами — подорожанием логистики, ростом цен и проблемами с обеспечением субстанциями и изменением их стоимости. Но участники рынка совместно с регуляторами продемонстрировали высокую производительность и социальную ответственность, что позволило сформировать дополнительные возможности для увеличения производства, а пересмотр цен позволил предотвратить убытие некоторых лекарственных средств из–за нерентабельности.
Важно, что на вызов времени отреагировал не только производственный сектор, но и научно-техническая база: сейчас запущены более 10 проектов производства вакцины против новой коронавирусной инфекции, а на рынок выпущены 3 инновационных отечественных лекарственных средства.
Цыб считает, что сегодня для преодоления экономических трудностей необходимо создать предсказуемые условия для обеспечения дальнейших инвестиций для развития конкурентоспособности фармотрасли, поддерживать разработчиков и производителей лекарственных средств, а также развивать партнерство. Он надеется, что эти положения будут учтены в итоговом проекте стратегии "Фарма–2030", который сейчас дорабатывается.
Необходимо также учитывать высокий экспортный потенциал нашей продукции. Это касается не только препаратов против COVID–19, но и других ЛС. Отечественным фармкомпаниям в непростых условиях удается оперативно разрабатывать их и выводить на рынок. Свой вклад в это внес Фонд развития промышленности: с начала пандемии он поддержал 16 проектов на сумму более 5,5 млрд руб.
Сергей Цыб добавил, что если обратиться к новым методическим рекомендациям Минздрава, то можно увидеть, что в список возможных к назначению лекарственных средств для лечения новой коронавирусной инфекции входит 21 международное непатентованное наименование (МНН), а 17 лекарственных средств из списка в настоящее время производятся на территории России.
Поскольку сейчас большое значение приобретает проблема доступности субстанций, нашим производителям необходимо наладить их выпуск, чтобы не зависеть от импорта. По словам представителя Минпромторга, ведомством проведена работа по субстанциям, которые не производятся у нас, но в перспективе они могут быть импортозамещены для реорганизации выпуска на территории России. Однако нельзя забывать, что успех этого дела напрямую зависит от сырьевого обеспечения. Всего за последние 5 лет прирост отечественных фармсубстанций по номенклатуре составил почти 60%, а количество производственных площадок увеличилось на 80% (с 50 до 95).
Стоит отметить, что уход от глобализации — одна из современных тенденций в фарминдустрии, которая получила развитие после возникновения дефицита субстанций, когда Китай не мог обеспечить ими рынок из–за пандемии COVID–19, а Индия в марте ввела временный запрет на экспорт 26 АФИ. Кроме того, компании все больше развивают производство и исследования в собственных странах. Например, Sanofi планирует создать на базе двух своих площадок во Франции центры по разработке, исследованию и производству вакцин. Для этого компания инвестирует в проект примерно 610 млн евро. Что касается нашей страны, то компания продолжит долгосрочную инвестиционную политику по созданию производственных мощностей.
Представителям фармкомпаний с приходом коронавируса пришлось увеличивать производственные мощности на фоне дефицита АФИ. Но, несмотря на зависимость от импорта, им это удалось.
Так, гендиректор АО "Фарм–Центр" — управляющей организации ОАО "Синтез" Сергей Клыков рассказал, что компания еще в феврале закупила у Китая такое количество АФИ, которого в обычных условиях хватило бы на год, но он был израсходован уже через 2-3 месяца. Для того чтобы запустить такое большое производство, требовались большие оборотные средства, и в этом компании помогло финансирование в рамках программы поддержки ФРП.
Весной на рынке наблюдался ажиотажный спрос на многие категории лекарственных средств, особенно на антибиотики, жаропонижающие, противовоспалительные и противовирусные средства. Чтобы избежать дефицита, "Синтез" совместно с компанией "Биоком" увеличил производство 15 ЛС, которые входят в методические рекомендации Минздрава по лечению новой коронавирускной инфекции.
Большим успехом компания считает запуск производства препарата "Гидроксихлорохин", который сегодня используется при лечении COVID–19.
Раньше субстанцию для него закупали в Китае, но теперь компании удалось найти альтернативного производителя. Для этого пришлось внести изменения в законодательную базу и перерегистрировать цену. Сегодня выпущено 700 тыс. упаковок ЛС, в основном они поступают только в больницы, и лишь малая часть — в розничную продажу.
Гендиректор "Герофарм" Петр Родионов отмечает, что цены на субстанции выросли после закрытия границ, из–за чего у компании, являющейся единственным поставщиком инсулина в Венесуэлу, мог возникнуть риск срыва сроков договора. Однако сейчас препараты регулярно доставляются грузовым самолетом.
По словам эксперта, несмотря на трудности, мы поняли, что производственный потенциал отечественной фармотрасли позволяет создать необходимые субстанции, и сегодня необходимо уделить большое внимание именно этому направлению.
Гендиректор компании Sanofi в странах Евразийского региона Оксана Монж отмечает, что пандемия изменила отношения между фармкомпаниями: они начали переходить от конкуренции к партнерству, а благодаря совместной работе с регуляторами быстрее внедряются новые цифровые инструменты и форматы работы, а важные инициативы оперативно рассматриваются и получают одобрение.
Оксана Монж подчеркивает, что главное сегодня — интересы пациентов и их своевременное обеспечение жизненно необходимыми и важными лекарственными средствами. Как и другие участники рынка, весной Sanofi столкнулась с повышенным спросом на препараты, однако компания сумела оперативно с ними справиться.
По материалам сессии INNOPROM Online "Фармацевтическая промышленность в 2020 году"