15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Фармрынок // Мониторинг

Такие разные аптеки

Об окончательных итогах работы аптечных учреждений в прошлом году говорить пока рано. Тем не менее уже можно нарисовать достаточно ясную картину состояния дел в российских аптеках.

Шуляк Сергей
Генеральный директор аналитической компании DSM Group

В России в настоящее время приблизительно 56 тыс. аптечных учреждений. Это примерно вдвое меньше официальных данных Минздрава России. Точную цифру, пожалуй, не смог бы назвать никто, и это большая проблема. У нас в стране есть система лицензирования, система отзыва лицензий, регулярно происходит перелицензирование. Все это усложняет подсчет аптек, поэтому даже Росздравнадзор не может сказать с точностью, сколько аптек в стране.

Существуют различные способы оценки количества аптечных учреждений, один из них — по дистрибуторским отгрузкам. На этом основании создается объективная база данных о количестве аптек. Из 56 тыс. аптечных учреждений больше всего их расположено в Центральном федеральном округе — 15 698, примерно половина из которых — в Москве и Московской обл. Меньше всего аптек расположено в Северо–Кавказском федеральном округе — 2518. Как видно, плотность аптек в различных регионах разная, да и внутри самих регионов порой имеется большой разброс данных.

Средний оборот аптечного учреждения в России в 1 млн 463 тыс. руб. в месяц для одних покажется страшным сном, для других — пределом мечтаний. Во многих аптеках в крупных городах эта цифра выше, но есть и такие аптеки в России, особенно в небольших городах и поселках, где оборот меньше 100 тыс. руб. в месяц и денег едва хватает на зарплату фармацевту.

В среднем один россиянин тратит на лекарства около 5400 руб. в год. Опять же, данные заметно разнятся по регионам и в значительной степени зависят от материального положения населения, а оно в регионах разное. По среднедушевому потреблению лекарств в аптечном сегменте на первых местах – Москва, Московская и Нижегородская обл., Хабаровский край, Санкт–Петербург. Регионы с очень низким потреблением лекарственных препаратов: Ивановская и Тюменская обл., Ставропольский край, республики Марий Эл и Бурятия. Можно сказать, что лекарственное обеспечение жителям этих регионов просто–напросто недоступно.

В натуральном выражении потребление ЛП в аптечном сегменте составляет в среднем 28 упаковок в год на человека. И опять же все зависит от региона. В крупных городах, например, Москве и Санкт–Петербурге, эта цифра достигает 60–70 упаковок, а в наиболее неблагополучных с этой точки зрения регионах — 5–6 упаковок.

На одно аптечное учреждение (аптеку, аптечный пункт, киоск) в среднем по стране приходится 2,5 тыс. человек. Но плотность аптек неоднородна: в крупных городах она зашкаливает, а в отдаленных населенных пунктах проблема обеспечения лекарствами стоит весьма остро, поскольку аптечный бизнес там убыточен. Это нужно принимать во внимание при открытии новых аптек. Там, где плотность аптек высока, вместо роста общего потребления лекарств произойдет уменьшение числа покупателей и снижение оборота каждой точки.

В натуральном выражении фармацевтический рынок продолжает сокращаться. За 9 месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. емкость коммерческого сектора ЛП снизилась на 2,6% и составила 2937 млн упаковок. Но темпы падения все же замедлились более чем в 2 раза, если сравнивать с данными за 2015–2014 гг. IV кв. 2016 г., по предварительным данным, можно считать хорошим, особенно в сравнении с 2015 г., IV кв. которого оказался провальным.

Наблюдается положительная динамика аптечных продаж ЛП. За 10 месяцев 2016 г. по сравнению с тем же периодом 2015 г. рост в стоимостном выражении составил 4%. Динамика коммерческого рынка ЛП в упаковках за аналогичный период в целом отрицательная, но падение становится все меньше и достигло 1%.

Основным фактором роста коммерческого рынка является цена. Но средневзвешенная стоимость упаковки растет не только за счет роста цен. Происходит прирост за счет изменения структуры, прирост за счет упаковок. Поскольку российский фармацевтический рынок пока еще в значительной степени состоит из лекарств зарубежного производства, имеет значение и изменение соотношения курса доллара и рубля. Инфляция на лекарства в 2016 г. была ниже уровня прошлых лет и за 9 месяцев составила 4%. В 2015 г. инфляция на ЛП составила 10,3%, в 2014 г. — 12,7%. Как видно, рост за счет изменения цены становится все меньше.

Анализ аптечного ассортимента позволяет сделать весьма любопытные выводы. В среднем в одной аптеке присутствует около 2800 SKU[1]. Количество реализуемых в месяц SKU на лекарственные препараты составляет 1961, на косметику — 183, на БАД — 171, на средства для ухода за полостью рта — 49, на изделия медицинского назначения — 47 и др. Доля SKU, например, на лекарственные препараты в аптеках составляет всего 9% от представленных на рынке, на другие типы товара — и того меньше. Скажем прямо, не очень богатый ассортимент, если учесть все имеющееся многообразие товаров.

На коммерческом рынке в год оборачивается 22 368 SKU на лекарственные препараты (28 тыс. SKU на фармацевтическом рынке в целом). Так вот, из этих 22 с лишним тыс. SKU только маленький сегмент в 4% представлен более чем в 80% аптечных учреждений. Еще 5% из них представлены примерно в 60–80% аптечных учреждений. Причем, по сравнению с 2015 г., в прошлом году малопредставленные позиции стали еще менее представленными.

Зависимость объема продаж лекарственных препаратов от представленности в аптеках впечатляет. Продажи препаратов, представленных в 40–80% аптечных учреждений, составляют около 50% рынка. А на 75% ассортимента ЛП, представленность которого в аптеках ниже 20%, приходится лишь 11% оборота.

Чем выше оборот аптеки, тем больше, как правило, ассортимент. В аптеках с ежемесячным оборотом свыше 4 млн руб. в среднем около 6 тыс. позиций. В аптеках с оборотом до 400 тыс. руб. их примерно в 6 раз меньше — в среднем 954 позиции.

Сегмент, позволяющий аптеке дополнительно заработать, — парафармацевтические товары. Опять-таки существует прямая зависимость между оборотом аптеки и долей парафармацевтической продукции (ПФ), которую она занимает в обороте аптек. В аптеках с оборотом свыше 4 млн руб. ПФ составляет около 23% в обороте аптеки. А в аптеках с оборотом ниже 400 тыс. руб. эта доля не превышает 20%. Эти дополнительных 3% оборота значат на так уж мало, учитывая, что на ПФ самая высокая наценка.

Та же закономерность прослеживается и в отношении косметики. В аптеках с оборотом до 400 тыс. руб. доля косметики составляет 2,9% от оборота, в аптеках с оборотом свыше 4 млн руб. доля косметики практически в 2 раза выше.

За 10 месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. хороший рост в стоимостном выражении показали изделия медицинского назначения (28%), предметы ухода за больными (13%) и косметика (19%). А вот основной ассортимент — лекарственные препараты — показал рост всего на 4%.

По предварительным данным, прирост фармацевтического рынка России в 2016 г. составил 4%, рынок достиг 1309 млрд руб. Прогнозы на ближайшие два года сдержанно оптимистичные — рост около 5–7% в год.

Подготовлено по материалам секции делового медико–фармацевтического форума в рамках выставки "Аптека 2016"

------------
[1] SKU (stock keeping unit) — единица складской наличности. Фактически это ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной размерности, емкости, цвета и т.д.). Это отличие, которое выделяет товар.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мониторинг:
Национальный фармпром: итоги первого полугодия

С января по июнь 2024 г. объем фармпроизводства в России составил более 2 млрд. упаковок лекарств. С учетом форм выпуска это 41 млрд. единиц. В сравнении с результатами первых двух кварталов прошлого года, динамика будет умеренно положительной: плюс 3% в упаковках и плюс 5,3% в минимальных дозировочных единицах.

Как менялся ассортимент лекарств в I полугодии 2024 г?

Номенклатура препаратов на отечественном фармрынке остается достаточно разнообразной. Более того, за первые шесть месяцев 2024 года она ощутимо расширилась. Причем не только в пересчете на SKU.

Как менялись цены на медизделия в 2023-2024 гг.?

Предыдущий год был отмечен увеличением цен на медицинскую продукцию (+6,2%), включая различную аппаратуру для диагностики и лечения.

Фармацевтический онлайн: куда он движется в 2024 году

Начиная с «ковидного» 2020-го, с каждым годом продолжает расти доля аптечного ассортимента, который розничные покупатели приобретают онлайн. Насколько долгосрочна эта тенденция – покажет время.

Фармукрупнение: что влияет на консолидацию в оптовом звене

В январе-марте 2024 г. экономическое развитие лекарственной дистрибуции оказалось крайне неравномерным. Представители «первой пятерки» показали ощутимую положительную динамику отгрузок, а вот доля оптовых компаний, занимающих 6-25 строки в общем зачете, напротив, существенно сократилась.

 

Специализированные
мероприятия
Omni farma