Теоретические аспекты лидерства в фарморганизации
Теоретические аспекты лидерства в фарморганизации
Е.Р. Захарочкина, к.ф.н., ММА им. И.М. Сеченова
Фармацевтические организации, добивающиеся на рынке определенного успеха, отличаются от других главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Под руководством подразумеваются либо индивид в лице руководителя, либо группа в лице руководящего состава, либо процесс способ управления организацией со своей спецификой и особенностями. Аналогами слов «руководство» и «руководитель» являются слова «лидерство» и «лидер».
Один восточный мудрец говорил «Чтобы вести людей за собой, иди за ними».
Быть руководителем (менеджером, администратором) и быть лидером в организации это не одно и то же. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений прежде всего использует и полагается на должностную основу власти. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального взаимодействия в организации. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных (отношения типа «начальник подчиненный» заменяются на отношения типа «лидер последователь»). Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Быть руководителем еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Лидерство это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различие между лидером и руководителем проводится по многим позициям (таб. 1).
Таблица 1
Отличительные черты руководителя от лидера
Руководитель |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План основа действий |
Видение основа действий |
Полагается на систему |
Полагается га людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионализм |
Энтузиазм |
Принимает решения |
Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Его уважают |
Его обожают |
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен.
Существуют десятки теорий лидерства, которые берут на вооружение руководители разных уровней.
Все теории лидерства можно классифицировать на три группы:
1. Традиционные теории.
2. Теории ситуационного лидерства.
3. Новые теории.
К традиционным теориям относятся следующие теории:
1.1.Теория лидерских качеств (Ральф Стогдилл, Ричард Манн, Уоррен Беннис)
1.2.Теории лидерского поведения.
Развитие теории лидерских качеств (1948-1980 гг.) привело к различным группировкам качеств потенциальных и успешных лидеров. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров, обобщены в таб. 2.
Таблица 2
Лидерские качества
Интеллектуальные (умственные) способности |
Черты характера личности (психологические, эмоциональные) |
Приобретенные и развитые (личностные деловые) умения |
Ум и логика |
Инициативность |
Умение заручаться поддержкой |
Рассудительность |
Гибкость |
Умение кооперироваться |
Проницательность |
Бдительность |
Умение завоевывать популярность и престиж |
Оригинальность |
Созидательность и творчество |
|
Такт и дипломатичность |
|
|
Концептуальность |
Честность |
Умение брать на себя риск и ответственность |
Образованность |
Личностная целостность |
Умение организовывать |
Знание дела |
Смелость |
Умение убеждать |
Речевая развитость |
Самоуверенность |
Умение менять себя |
Любопытство и познавательность |
Уравновешенность |
|
Умение быть надежным |
|
|
Интуитивность |
Независимость |
Умение шутить и понимать юмор |
|
Самостоятельность |
Умение разбираться в людях |
|
Амбициозность |
|
|
Потребность в достижениях |
|
|
Настойчивость и упорство |
|
|
Энергичность |
|
|
Властность |
|
|
Работоспособность |
|
|
Агрессивность |
|
|
Стремление к превосходству |
|
|
Обязательность |
|
|
Участливость |
|
Из приведенной таблицы наибольшую связь с лидерством имеет уровень умственных или интеллектуальных качеств и приобретенных умений.
К теориям лидерского поведения относятся следующие концепции:
1.2.1. три стиля руководства;
1.2.2. исследования университета штата Огайо;
1.2.3. исследования Мичиганского университета;
1.2.4. системы управления (Лейкерт);
1.2.5. управленческая сетка (Блейк и Моутон);
1.2.6. концепция вознаграждения и наказания;
1.2.7. заменители лидерства.
Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных теорий.
Содержание теории трех лидерских стилей руководства, их сильные и слабые стороны отражены в таб. 3.
Таблица 3
Содержание трех стилей руководства |
|
|
|
|
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Пассивный стиль |
Природа стиля |
1.Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. |
|
|
2.Прерогатива в установлении целей и выборе средств. |
|
|
|
3.Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху. |
1.Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. |
|
|
2.Принятие решений разделено по уровням на основе участия. |
|
|
|
3.Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях. |
1. Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу рабочей группы (коллектива). |
|
|
2. Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. |
|
|
|
3. Коммуникация в основном строится на горизонтальной основе. |
|
|
|
Сильные стороны |
Внимание срочности и порядку; возможность предсказания результата. |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера. |
Слабые стороны |
Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы |
Демократический стиль требует много времени. |
Коллектив может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. |
Экспериментальные наблюдения подтверждают факт, что демократический стиль часто не является наиболее продуктивным; многие сотрудники удовлетворены работой с авторитарными лидерами. Таким образом, данная теория не отражает прямой связи какого-либо стиля руководства с эффективным лидерством.
Системы управления Лейкерта составляют другую теорию лидерского поведения (таб. 4).
Таблица 4
Содержание систем управления 1, 2, 3, 4 Лейкерта
Организационные переменные |
Система 1 (эксплуататорско-авторитарная) |
Система 2 (благосклонно-авторитарная) |
Система 3
(консультативно-демократическая) |
Система 4 (основанная на участии) |
|
|
|
|
|
Уровень доверия лидера своим подчиненным и его уверенности в них |
|
|
|
|
Не уверен в подчиненных и не доверяет им |
Снисходительная уверенность и доверие типа «мастер раб» |
Значительная, но не безоговорочная уверенность и доверие типа «начальник-подчиненный» с желанием контролировать принятие и выполнение решений |
|
|
Полная уверенность и доверие во всем |
|
|
|
|
Характер используемой мотивации |
Страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения |
Вознаграждения и в определенной мере наказания |
Вознаграждения, отдельные наказания и в некоторой степени привлечение к участию в управлении |
Материальное вознаграждение на основе системы стимулирования, разработанной с учетом участия работников в управлении |
Характер влияния на подчиненных и взаимодействия с ними |
Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии |
Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнения подчиненных; страх и осторожность у подчиненных |
Умеренное взаимодействие с достаточно частым проявлением уверенности в работниках и доверия к ним |
Глубокое и дружественное взаимодействие с работниками, высокая уверенность в них и доверие к ним |
Эффективное лидерство чаще располагается ближе к Системе 4 и реже - к Системе 1. На практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказывается далеко не простым делом. Переход к данной системе связан, как правило, с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.
Окончание в МА No 11/05