28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Кадровый менеджмент

Теоретические аспекты лидерства в фарморганизации

Теоретические аспекты лидерства в фарморганизации

Теоретические аспекты лидерства в фарморганизации

Е.Р. Захарочкина, к.ф.н., ММА им. И.М. Сеченова

Фармацевтические организации, добивающиеся на рынке определенного успеха, отличаются от других главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Под руководством подразумеваются либо индивид в лице руководителя, либо группа в лице руководящего состава, либо процесс – способ управления организацией со своей спецификой и особенностями. Аналогами слов «руководство» и «руководитель» являются слова «лидерство» и «лидер».

Один восточный мудрец говорил «Чтобы вести людей за собой, иди за ними».

Быть руководителем (менеджером, администратором) и быть лидером в организации – это не одно и то же. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений прежде всего использует и полагается на должностную основу власти. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального взаимодействия в организации. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных (отношения типа «начальник – подчиненный» заменяются на отношения типа «лидер – последователь»). Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Быть руководителем еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различие между лидером и руководителем проводится по многим позициям (таб. 1).

Таблица 1

Отличительные черты руководителя от лидера

Руководитель

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается га людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионализм

Энтузиазм

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Его уважают

Его обожают

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен.

Существуют десятки теорий лидерства, которые берут на вооружение руководители разных уровней.

Все теории лидерства можно классифицировать на три группы:

1. Традиционные теории.

2. Теории ситуационного лидерства.

3. Новые теории.

К традиционным теориям относятся следующие теории:

1.1.Теория лидерских качеств (Ральф Стогдилл, Ричард Манн, Уоррен Беннис)

1.2.Теории лидерского поведения.

Развитие теории лидерских качеств (1948-1980 гг.) привело к различным группировкам качеств потенциальных и успешных лидеров. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров, обобщены в таб. 2.

Таблица 2

Лидерские качества

Интеллектуальные (умственные) способности

Черты характера личности (психологические, эмоциональные)

Приобретенные и развитые (личностные деловые) умения

Ум и логика

Инициативность

Умение заручаться поддержкой

Рассудительность

Гибкость

Умение кооперироваться

Проницательность

Бдительность

Умение завоевывать популярность и престиж

Оригинальность

Созидательность и творчество

 

Такт и дипломатичность

   

Концептуальность

Честность

Умение брать на себя риск и ответственность

Образованность

Личностная целостность

Умение организовывать

Знание дела

Смелость

Умение убеждать

Речевая развитость

Самоуверенность

Умение менять себя

Любопытство и познавательность

Уравновешенность

 

Умение быть надежным

   

Интуитивность

Независимость

Умение шутить и понимать юмор

 

Самостоятельность

Умение разбираться в людях

 

Амбициозность

 
 

Потребность в достижениях

 
 

Настойчивость и упорство

 
 

Энергичность

 
 

Властность

 
 

Работоспособность

 
 

Агрессивность

 
 

Стремление к превосходству

 
 

Обязательность

 
 

Участливость

 

Из приведенной таблицы наибольшую связь с лидерством имеет уровень умственных или интеллектуальных качеств и приобретенных умений.

К теориям лидерского поведения относятся следующие концепции:

1.2.1. три стиля руководства;

1.2.2. исследования университета штата Огайо;

1.2.3. исследования Мичиганского университета;

1.2.4. системы управления (Лейкерт);

1.2.5. управленческая сетка (Блейк и Моутон);

1.2.6. концепция вознаграждения и наказания;

1.2.7. заменители лидерства.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных теорий.

Содержание теории трех лидерских стилей руководства, их сильные и слабые стороны отражены в таб. 3.

Таблица 3

Содержание трех стилей руководства

     
 

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Пассивный стиль

Природа стиля

1.Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.

   

2.Прерогатива в установлении целей и выборе средств.

     

3.Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

1.Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.

   

2.Принятие решений разделено по уровням на основе участия.

     

3.Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях.

1. Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу рабочей группы (коллектива).

   

2. Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.

     

3. Коммуникация в основном строится на горизонтальной основе.

     

Сильные стороны

Внимание срочности и порядку; возможность предсказания результата.

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера.

Слабые стороны

Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы

Демократический стиль требует много времени.

Коллектив может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Экспериментальные наблюдения подтверждают факт, что демократический стиль часто не является наиболее продуктивным; многие сотрудники удовлетворены работой с авторитарными лидерами. Таким образом, данная теория не отражает прямой связи какого-либо стиля руководства с эффективным лидерством.

Системы управления Лейкерта составляют другую теорию лидерского поведения (таб. 4).

Таблица 4

Содержание систем управления 1, 2, 3, 4 Лейкерта

Организационные переменные

Система 1 (эксплуататорско-авторитарная)

Система 2 (благосклонно-авторитарная)

Система 3

(консультативно-демократическая)

Система 4 (основанная на участии)

         

Уровень доверия лидера своим подчиненным и его уверенности в них

       

Не уверен в подчиненных и не доверяет им

Снисходительная уверенность и доверие типа «мастер – раб»

Значительная, но не безоговорочная уверенность и доверие типа «начальник-подчиненный» с желанием контролировать принятие и выполнение решений

   

Полная уверенность и доверие во всем

       

Характер используемой мотивации

Страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения

Вознаграждения и в определенной мере наказания

Вознаграждения, отдельные наказания и в некоторой степени привлечение к участию в управлении

Материальное вознаграждение на основе системы стимулирования, разработанной с учетом участия работников в управлении

Характер влияния на подчиненных и взаимодействия с ними

Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии

Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнения подчиненных; страх и осторожность у подчиненных

Умеренное взаимодействие с достаточно частым проявлением уверенности в работниках и доверия к ним

Глубокое и дружественное взаимодействие с работниками, высокая уверенность в них и доверие к ним

Эффективное лидерство чаще располагается ближе к Системе 4 и реже - к Системе 1. На практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказывается далеко не простым делом. Переход к данной системе связан, как правило, с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.

Окончание в МА No 11/05

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики кадровый менеджмент:
Как пройти периодическую аккредитацию

Проходить периодическую аккредитацию фармспециалисту подчас бывает сложно, поскольку при подаче документов необходимо учесть множество мелочей. Однако если начать готовиться к ней заранее и детально ознакомиться с требованиями, можно быстро получить долгожданное свидетельство.

Быстрая адаптация молодых сотрудников в аптеке

Адаптация молодых специалистов является важным этапом профессионального становления и в значительной мере определяет их дальнейшую карьеру. Быстрая и успешная интеграция позволяет не только сократить время на ввод сотрудника в профессиональную деятельность, но и улучшить качество обслуживания клиентов.

Вакансия ждет ваше резюме

Сегодня практически каждый работодатель, подбирая нового сотрудника для своей компании, предпочитает начать знакомство с ним на основании резюме.

"Обращаете ли вы внимание на хороших специалистов?"

Кадры решают все. День за днем, год за годом звучит это изречение на аптечных конференциях.

Фармконсультирование и ответственное самолечение

Не секрет, что многие фармацевты очень негативно реагируют на то, что им нужно овладеть техникой продаж и всячески заботиться о повышении сбыта аптечной продукции. А вот фармацевтическое консультирование — это совсем другое дело. Кстати, оно также стимулирует потребительский спрос…

Специализированные
мероприятия