26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалиста

Обязательно ли должен быть в аптеке рециркулятор воздуха (обеззараживатель)?

Разъяснение позиции:

Санитарно–эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями установлены санитарными правилами СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (далее — СП 2.1.3678-20).

Положениями СП 2.1.3678-2 не предусмотрено наличие в аптеке рециркулятора воздуха (обеззараживателя).

В соответствии с п. 4.4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15 "Об утверждении санитарно–эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее — СП 3.1.3597-20) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости)), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.

Согласно п. 6.3 СП 3.1.3597-20 воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.10.2020 №02/21655-2020-32 "Об обеззараживании воздуха в помещениях" в связи с этим для снижения риска инфицирования COVID–19 в помещениях недостаточно только обеспечение заданной кратности воздухообмена функционирующими системами механической приточно-вытяжной вентиляции (далее — МПВВ). Для этих целей Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и специалистами в области вентиляции рекомендуется принятие ряда дополнительных мер (https://www.who.int/ru/; https://www.c-o-k.ru/), в частности:

  • повышение объема подаваемого наружного воздуха, доведение доли подаваемого наружного воздуха (с учетом возможностей МПВВ по обеспечению необходимого температурно–влажностного режима) до 100% (то есть исключение рециркуляции воздуха в системе МПВВ), при использовании систем рекуперации — предпочтительное использование пластинчатых теплоутилизаторов или тепловых насосов;
  • повышение до максимально возможных значений степени фильтрации воздуха без снижения расчетного расхода приточного воздуха, а также устранение дефектов уплотнений корпусов фильтров и фильтродержателей;
  • поддержание работы МПВВ в режиме работы 24/7 с пониженной интенсивностью работы во время отсутствия людей либо как минимум включение МПВВ за 2 часа до начала рабочего дня и выключение через 2 часа после его окончания;
  • увеличение по возможности общего расхода приточного воздуха в зонах дыхания.

При соблюдении перечисленных выше условий в помещениях, оборудованных МПВВ, обеспечивающей подачу достаточного количества обеззараженного воздуха, дополнительное использование локальных бактерицидных облучателей-рециркуляторов необязательно и по экономическим причинам нецелесообразно, но возможно в зонах массового скопления людей, например, на кассовых линиях торговых центров.

Отсутствие бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа в помещении с постоянным нахождением сотрудников и посетителей является нарушением п. 4.4 СП 3.1.3597-20 (смотрите, например, Постановление Тобольского городского суда Тюменской области от 16.09.2020 по делу №5-808/2020).

Таким образом, не исключаем, что за отсутствие рециркуляторов воздуха в аптеке организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (смотрите, например, Решение Оренбургского областного суда от 04.05.2021 по делу №12-190/2021; Постановление Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 01.06.2021 по делу №5-2335/2021; Постановление Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 10.02.2021 по делу №5-38/2021).

Обращаем внимание, что при наличии определенных условий (отсутствия вреда или иных тяжких последствий, а также того обстоятельства, что допущенное нарушение выявлено впервые, все устранено, ранее к административной ответственности не привлекалось, учитывая вид деятельности юридического лица, его имущественное и финансовое положение) суд может признать административное правонарушение малозначительным (смотрите, например, Постановление Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 15.10.2020 по делу №5-1405/2020).

Васильев Александр, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия