Вопрос — ответ специалистов
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.06 №152-ФЗ "О персональных данных" (далее — Закон №152-ФЗ) любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), является его персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается в т.ч. хранение и уничтожение персональных данных.
Одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, несовместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона №152-ФЗ).
По общему правилу, установленному ч. 7 ст. 5 Закона №152-ФЗ, хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, после исчерпания целей обработки персональных данных работника конфиденциальная информация, позволяющая его идентифицировать, подлежит уничтожению либо обезличиванию (ч. 4 ст. 21 Закона №152-ФЗ).
В отношении обработки персональных данных уволенных работников Роскомнадзор разъяснил, что работодатель вправе обрабатывать их персональные данные в случаях и в течение сроков, предусмотренных федеральным законодательством (п. 5 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12), что в полной мере согласуется с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона №152-ФЗ. К таковым, в частности, относится обработка персональных данных в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законодательством о бухгалтерском учете, об обязательном страховании и т.п.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ аптечные организации и индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, применяют пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.11 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон №323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению. Аналогичное положение содержалось в п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в ред. Федерального закона от 28.06.14 №188-ФЗ), действовавшего до 1 января 2017 г. (далее — Закон №212-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 69 Закона №323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством РФ, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. При этом на основании п. 2 ч. 1 ст. 100 Закона №323-ФЗ до 01.01.26 право на занятие фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Таким образом, сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста являются документами, которые подтверждают право на осуществление фармацевтической деятельности (допуск к осуществлению фармацевтической деятельности). Следовательно, при наличии перечисленных документов аптечная организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Иными словами, эти документы являются доказательством обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов аптечной организацией.
В свою очередь, как следует из ч.ч. 21, 22 ст. 35, ст. 37 Закона №212-ФЗ, должностные лица ПФР в ходе осуществления контрольных мероприятий за период до 1 января 2017 г. вправе ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов, а плательщик обязан представить эти документы проверяющим (см. решение Арбитражного суда Курской обл. от 06.02.17 по делу №А35-8462/2016).
Соответственно, работодатель, на наш взгляд, должен хранить копии документов о фармацевтическом образовании работников в целях обоснования правильности применения пониженных тарифов страховых взносов в течение всего периода, в пределах которого они могут быть затребованы контролирующим органом. На этом основании мы считаем, что подобная обработка персональных данных уволенных работников не противоречит требованиям Закона №152-ФЗ.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александр ВАСИЛЬЕВ
www.garant.ru