Вопрос — ответ специалистов
Может ли аптечная организация оказывать маркетинговые услуги заказчику по продвижению лекарственных препаратов, включая, но не ограничиваясь, организацию и проведение маркетинговых мероприятий, рекламно–информационных материалов в аптечной сети с целью повышения эффективности продаж препаратов заказчика?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Унитарное предприятие вправе оказывать маркетинговые услуги, направленные на увеличение продаж лекарственных препаратов в аптеках, принадлежащих такому предприятию, поскольку такие услуги не противоречат предмету и целям деятельности унитарного предприятия, являющегося аптечной организацией.
ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ:
Прежде всего отметим, что в силу п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. Ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" не ограничивают право аптечных организаций осуществлять иные виды деятельности, помимо розничной торговли лекарственными препаратами, хранения, перевозки, изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Вместе с тем, поскольку в рассматриваемом случае аптечная организация зарегистрирована в форме государственного унитарного предприятия (ГУП), следует учитывать, что унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью: цели, предмет, виды деятельности определяются уставом предприятия (ст. 49, п. 3 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.11.02 №161–ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Следовательно, ГУП вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые указаны в его уставе, причем эти виды деятельности должны соответствовать предмету и целям деятельности унитарного предприятия.
Как указано в п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 №6/8, унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.
Суды подчеркивают, что предусмотренные действующим законодательством ограничения в части совершения государственными унитарными предприятиями сделок в пределах их специальной правоспособности вызваны необходимостью защиты публичного порядка в РФ, поскольку выполнение государством возложенных на него обществом функций происходит в т.ч. посредством создания государственных предприятий (см., например, постановление АС Восточно–Сибирского округа от 05.10.18 №Ф02–4432/18).
Вопрос о соответствии осуществляемого унитарным предприятием вида деятельности предмету и целям деятельности такого предприятия, закрепленным в уставе, является оценочным, в спорной ситуации окончательный вывод по этому вопросу может сделать только суд. Запрета на оказание унитарным предприятием маркетинговых услуг законодательство не содержит. Поскольку деятельность по оказанию маркетинговых услуг направлена на увеличение продаж лекарственных препаратов через аптеки, принадлежащие ГУП, а следовательно, на повышение эффективности основной деятельности самого унитарного предприятия, оказание этих услуг не препятствует, а скорее способствует достижению целей, ради которых было создано предприятие, мы не видим оснований рассматривать такие услуги как противоречащие целям и предмету деятельности ГУП. Однако этот вывод является лишь нашим экспертным мнением, которое мы можем высказать без детального изучения специфики оказываемых услуг и характера отношений между аптечной организацией и заказчиком.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павел Ерин
www.garant.ru