Вопрос — ответ специалистов
Является ли указание на сайте сведений о наименовании и цене лекарственных препаратов с предложением их покупки публичной офертой?
Является ли продажа лекарственного средства по цене выше, чем было указано на сайте, нарушением, за которое установлена административная ответственность?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указание на сайте сведений о наименовании и цене лекарственных препаратов с предложением их покупки может расцениваться как публичная оферта, а последующее приобретение товара — как заключение договора розничной купли-продажи дистанционным способом. За недостоверность сведений о цене товара продавец может быть привлечен к административной ответственности.
ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ:
Согласно п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Размещение продавцом публичной оферты путем предложения товаров на интернет–сайте, на котором указаны их стоимость, информация о наличии товара, наличие кнопки "купить", с оформлением покупателем заказа товаров по телефону или электронной почте, признается дистанционным способом продажи (постановление ФАС Восточно–Сибирского округа от 29.01.13 №Ф02-5800/12 по делу №А33-7683/2012, постановление Президиума Санкт–Петербургского городского суда от 13.07.16 по делу №4Г-2703/2016, решение УФАС по Иркутской обл. от 15.08.14 №1696).
Таким образом, указание на сайте сведений о наименовании и цене лекарственных препаратов с предложением их покупки может расцениваться в качестве публичной оферты, в таком случае договор розничной купли–продажи будет заключен дистанционным способом.
Как следует из п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.07 №612 (далее — Правила), продажа товаров дистанционным способом — это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в т.ч. информационно–телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно п. 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
На основании п. 8 Правил до заключения договора розничной купли–продажи продавец обязан предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (см. также п. 2 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.92 №2300-I "О защите прав потребителей").
За предоставление недостоверной информации о цене товара при продаже товаров дистанционным способом продавец может быть привлечен к административной ответственности (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.16 №09АП-26612/16).
Более того, на наш взгляд, сама про себе продажа лекарственных препаратов вне стационарных мест торговли, в т.ч. посредством телекоммуникационной сети "Интернет" (дистанционным способом), противоречит требованиям законодательства.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Надежда ВЕРХОВА
www.garant.ru