Вопрос — ответ специалистов
Согласно п. 40 Стандарта "Доходы" доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий их предоставления доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений. Доходы в виде целевой субсидии признаются доходами текущего периода в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (выполнения условия при передаче актива) (п. 178 Инструкции №183н). Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (невыполнением условия при передаче активов), отражается с применением счета 401 40 "Доходы будущих периодов".
В рассматриваемой ситуации Отчет о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) учреждением представлен и утвержден. В соответствии с отчетом израсходованная в отчетном году сумма субсидии в полном объеме была признана доходами текущего финансового года, поскольку на дату его утверждения у учреждения не было оснований для возврата лекарственных средств. Учитывая "текущий" характер субсидии, определяемый в соответствии с п. 7 Порядка №209н, показатели на счете 5 401 40 152 в учреждении на начало года отсутствуют. Кроме того, возврат денежных средств, поступивших от поставщика за отозванный товар, в бюджет не связан с недостижением целевых показателей (невыполнением условия при передаче активов), а обусловлен новыми обстоятельствами текущего финансового года. В этой ситуации представляется возможным отразить задолженность перед бюджетом по дебету счета 401 10 "Доходы текущего финансового года".
В настоящее время положениями Инструкции №183н не предусмотрены корреспонденции для отражения задолженности по возврату остатка целевой субсидии, образовавшегося после утверждения отчета о выполнении условий предоставления активов. При этом для бюджетных учреждений Инструкцией №174н прямо предусмотрено, что при наличии оснований для возврата остатка субсидии в силу возникновения новых обстоятельств (в частности, установления факта нарушения условий предоставления субсидий) задолженность признается в бухгалтерском учете в качестве уменьшения финансового результата текущего финансового периода (п. 152 Инструкции №174н). Учитывая, что данные бухучета и составленная на их основе бухгалтерская (финансовая) отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета (субъектов отчетности) вне зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений (п. 19 Стандарта «Концептуальные основы...), полагаем, что в аналогичном порядке может быть отражено признание задолженности по возврату остатка субсидии, образовавшегося при возникновении новых обстоятельств, в частности, при возврате контрагентом денежных средств в ситуациях, подобных рассматриваемой. Необходимые корреспонденции счетов учреждению необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с учредителем (п. 5 Инструкции №183н).
Также в рамках учетной политики автономному учреждению необходимо определить корреспонденции счетов для отражения расчетов с контрагентом по возврату лекарственных препаратов в связи с их изъятием из оборота. Согласно письму Минфина России от 12.10.18 №02-06-10/73415 при возврате лекарственных препаратов в учете отражается их списание с одновременным признанием в учете задолженности по компенсации затрат. В то же время возможность признания таких доходов в рамках деятельности с субсидиями на иные цели весьма сомнительна: по общему правилу такие доходы признаются в рамках КФО 2. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации при условии зачисления денежных средств, возвращенных контрагентом, на отдельный лицевой счет в рамках учетной политики может быть предусмотрена следующая схема корреспонденций счетов:
- Дебет 5 401 10 172 Кредит 5 105 Х1 441 — отражено списание возвращенных контрагенту лекарственных препаратов;
- Дебет 5 401 10 152 Кредит 5 303 05 731 — отражена задолженность перед бюджетом;
- Дебет 2 209 34 56Х Кредит 2 401 10 134 — отражена задолженность по доходам от компенсации затрат в размере стоимости отозванных лекарственных препаратов;
- Дебет 2 304 06 83Х Кредит 2 209 34 66Х — отражено погашение дебиторской задолженности по расчетам с контрагентом при поступлении средств на отдельный лицевой счет учреждения;
- Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 304 06 731, увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510) — отражено зачисление средств на отдельный лицевой счет;
- Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 401 10 173 — отражено увеличение задолженности на сумму компенсации на отдельном лицевом счете, являющейся источником погашения задолженности перед бюджетом;
- Дебет 5 303 05 831 Кредит 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610) — погашена задолженность по возврату средств субсидии в бюджет;
- Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 304 06 732 — отражено «закрытие» расчетов по направлению средств от приносящей доход деятельности на погашение задолженности по возврату остатка субсидии прошлого года в доход бюджета.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, проф. бухгалтер
Юлия Железнева
Материал предоставлен ГАРАНТ