26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Как в учете автономного учреждения отразить расчеты по возврату лекарственных препаратов, приобретенных за счет субсидии на иные цели в прошлом году, в связи с изъятием их из оборота, а также расчеты по возврату остатка субсидии в бюджет?

Согласно п. 40 Стандарта "Доходы" доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий их предоставления доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений. Доходы в виде целевой субсидии признаются доходами текущего периода в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (выполнения условия при передаче актива) (п. 178 Инструкции №183н). Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (невыполнением условия при передаче активов), отражается с применением счета 401 40 "Доходы будущих периодов".

В рассматриваемой ситуации Отчет о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) учреждением представлен и утвержден. В соответствии с отчетом израсходованная в отчетном году сумма субсидии в полном объеме была признана доходами текущего финансового года, поскольку на дату его утверждения у учреждения не было оснований для возврата лекарственных средств. Учитывая "текущий" характер субсидии, определяемый в соответствии с п. 7 Порядка №209н, показатели на счете 5 401 40 152 в учреждении на начало года отсутствуют. Кроме того, возврат денежных средств, поступивших от поставщика за отозванный товар, в бюджет не связан с недостижением целевых показателей (невыполнением условия при передаче активов), а обусловлен новыми обстоятельствами текущего финансового года. В этой ситуации представляется возможным отразить задолженность перед бюджетом по дебету счета 401 10 "Доходы текущего финансового года".

В настоящее время положениями Инструкции №183н не предусмотрены корреспонденции для отражения задолженности по возврату остатка целевой субсидии, образовавшегося после утверждения отчета о выполнении условий предоставления активов. При этом для бюджетных учреждений Инструкцией №174н прямо предусмотрено, что при наличии оснований для возврата остатка субсидии в силу возникновения новых обстоятельств (в частности, установления факта нарушения условий предоставления субсидий) задолженность признается в бухгалтерском учете в качестве уменьшения финансового результата текущего финансового периода (п. 152 Инструкции №174н). Учитывая, что данные бухучета и составленная на их основе бухгалтерская (финансовая) отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета (субъектов отчетности) вне зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений (п. 19 Стандарта «Концептуальные основы...), полагаем, что в аналогичном порядке может быть отражено признание задолженности по возврату остатка субсидии, образовавшегося при возникновении новых обстоятельств, в частности, при возврате контрагентом денежных средств в ситуациях, подобных рассматриваемой. Необходимые корреспонденции счетов учреждению необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с учредителем (п. 5 Инструкции №183н).

Также в рамках учетной политики автономному учреждению необходимо определить корреспонденции счетов для отражения расчетов с контрагентом по возврату лекарственных препаратов в связи с их изъятием из оборота. Согласно письму Минфина России от 12.10.18 №02-06-10/73415 при возврате лекарственных препаратов в учете отражается их списание с одновременным признанием в учете задолженности по компенсации затрат. В то же время возможность признания таких доходов в рамках деятельности с субсидиями на иные цели весьма сомнительна: по общему правилу такие доходы признаются в рамках КФО 2. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации при условии зачисления денежных средств, возвращенных контрагентом, на отдельный лицевой счет в рамках учетной политики может быть предусмотрена следующая схема корреспонденций счетов:

  1. Дебет 5 401 10 172 Кредит 5 105 Х1 441 — отражено списание возвращенных контрагенту лекарственных препаратов;
  2. Дебет 5 401 10 152 Кредит 5 303 05 731 — отражена задолженность перед бюджетом;
  3. Дебет 2 209 34 56Х Кредит 2 401 10 134 — отражена задолженность по доходам от компенсации затрат в размере стоимости отозванных лекарственных препаратов;
  4. Дебет 2 304 06 83Х Кредит 2 209 34 66Х — отражено погашение дебиторской задолженности по расчетам с контрагентом при поступлении средств на отдельный лицевой счет учреждения;
  5. Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 304 06 731, увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510) — отражено зачисление средств на отдельный лицевой счет;
  6. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 401 10 173 — отражено увеличение задолженности на сумму компенсации на отдельном лицевом счете, являющейся источником погашения задолженности перед бюджетом;
  7. Дебет 5 303 05 831 Кредит 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610) — погашена задолженность по возврату средств субсидии в бюджет;
  8. Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 304 06 732 — отражено «закрытие» расчетов по направлению средств от приносящей доход деятельности на погашение задолженности по возврату остатка субсидии прошлого года в доход бюджета.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, проф. бухгалтер
Юлия Железнева
Материал предоставлен ГАРАНТ

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия