26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Можно ли в рекламе БАД использовать слова "помощь при восстановлении после COVID–19"? Не противоречит ли это Закону "О рекламе", если данный продукт проверялся лабораторией и на основании исследований действительно помогает при реабилитации после болезни? Какие могут быть штрафы при указании данной фразы в рекламе?

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38–ФЗ "О рекламе" (далее — Закон о рекламе) в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. В связи с этим отметим, что согласно п. 4 ст. 4 Закона №61–ФЗ лекарственные препараты — это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. В свою очередь, ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 №29–ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что биологически активные добавки являются пищевыми продуктами и представляют собой природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок установлены в ст. 25 Закона о рекламе. Так, согласно ч. 1 этой статьи реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

  • создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
  • побуждать к отказу от здорового питания;
  • создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

"1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино– и видеообслуживании — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства)".

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при применении пункта 1 части 1 статьи 25 Закона №38–ФЗ судам следует учитывать, что реклама БАД (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно–профилактический эффект.

В Решении УФАС по Республике Татарстан от 15.03.2016 №ИП-08/3558 указано следующее:

"Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод, что БАДы или пищевые добавки вообще не могут использоваться для лечения каких–либо заболеваний. В соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких–либо заболеваний.

То есть фактически, когда из содержания фраз, употребленных при рекламе БАД или пищевой добавки, потребитель может сделать однозначный вывод о положительном влиянии рекламируемого товара на течение болезни, то такая реклама будет нарушать законодательство. Более того, простое упоминание в рекламе БАД или пищевой добавки какой–либо болезни автоматически ставит такую рекламу вне закона".

Административная ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также БАД установлена ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ (ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе). При этом за нарушение требований, установленных ст. 25 Закона о рекламе, к ответственности могут привлекаться рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель (при наличии вины) — это следует из положений чч. 6, 7, 8 ст. 38 Закона о рекламе.

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация регулируется нормами законодательства в сфере рекламы, административного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым осуществляется консультирование в рамках Правового консалтинга.

Чашина Татьяна, эксперт
Материал подготовлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ
www.garant.ru

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия