15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Можно ли в рекламе БАД использовать слова "помощь при восстановлении после COVID–19"? Не противоречит ли это Закону "О рекламе", если данный продукт проверялся лабораторией и на основании исследований действительно помогает при реабилитации после болезни? Какие могут быть штрафы при указании данной фразы в рекламе?

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38–ФЗ "О рекламе" (далее — Закон о рекламе) в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. В связи с этим отметим, что согласно п. 4 ст. 4 Закона №61–ФЗ лекарственные препараты — это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. В свою очередь, ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 №29–ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что биологически активные добавки являются пищевыми продуктами и представляют собой природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок установлены в ст. 25 Закона о рекламе. Так, согласно ч. 1 этой статьи реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

  • создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
  • побуждать к отказу от здорового питания;
  • создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

"1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино– и видеообслуживании — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства)".

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при применении пункта 1 части 1 статьи 25 Закона №38–ФЗ судам следует учитывать, что реклама БАД (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно–профилактический эффект.

В Решении УФАС по Республике Татарстан от 15.03.2016 №ИП-08/3558 указано следующее:

"Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод, что БАДы или пищевые добавки вообще не могут использоваться для лечения каких–либо заболеваний. В соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких–либо заболеваний.

То есть фактически, когда из содержания фраз, употребленных при рекламе БАД или пищевой добавки, потребитель может сделать однозначный вывод о положительном влиянии рекламируемого товара на течение болезни, то такая реклама будет нарушать законодательство. Более того, простое упоминание в рекламе БАД или пищевой добавки какой–либо болезни автоматически ставит такую рекламу вне закона".

Административная ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также БАД установлена ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ (ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе). При этом за нарушение требований, установленных ст. 25 Закона о рекламе, к ответственности могут привлекаться рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель (при наличии вины) — это следует из положений чч. 6, 7, 8 ст. 38 Закона о рекламе.

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация регулируется нормами законодательства в сфере рекламы, административного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым осуществляется консультирование в рамках Правового консалтинга.

Чашина Татьяна, эксперт
Материал подготовлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ
www.garant.ru

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики управление:
Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Основные журналы учета для аптечных организаций

Фармацевтическая деятельность требует обширной отчетности, в частности — ведения различных журналов, число которых может доходить до 18. О том, как журналы необходимо заполнять, чтобы избежать наказаний при работе в аптеке, в ходе вебинара IQ Provision рассказал Вячеслав Глухов, провизор и руководитель группы аптек компании «Эркафарм».

Специализированные
мероприятия
Omni farma