25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Правомерно ли в штатное расписание районной больницы ввести должность провизора? Существуют ли нормативный акт, определяющий критерии ввода провизора в штатное расписание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В настоящее время единого нормативного акта, который бы регламентировал деятельность внутрибольничных аптек, в законодательстве нет. Работодатель, в том числе и бюджетное учреждение, формирует штатное расписание, устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей.

Вместе с тем во избежание возможных претензий контролирующих органов, введение в штатное расписание учреждения ставки провизора целесообразно согласовать с учредителем и территориальным фондом ОМС субъекта РФ.

Обоснование вывода:

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2, работодатель самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения — осуществляет подбор, расстановку, увольнение персонала. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 №411-О-О, от 29.09.2011 №1164-О-О, от 24.09.2012 №1690-О, от 23.12.2014 №2872-О, от 29.09.2015 №1881-О, от 19.07.2016 №1437-О, от 28.03.2017 №477-О).

Вместе с тем право руководителя учреждения самостоятельно утверждать штатное расписание предусмотрено и в п. 19, подп. "д" п. 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально–трудовых отношений от 23 декабря 2021 г., протокол №11) (далее — Единые рекомендации).

Согласно подп. "м" п. 37 Единых рекомендаций формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом потребности в кадрах врачебного, среднего, младшего медицинского персонала, иных категорий работников, исходя из необходимости обеспечения качества и объемов оказываемых медицинских услуг с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, предусмотренных в порядках оказания медицинской помощи с учетом Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1183н (далее — Номенклатура).

Должность "провизор" относится к фармацевтическим работникам (п. 2.2 Номенклатуры). При этом под фармацевтической организацией следует понимать, в частности, аптечную организацию, а также структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (пп. 12 и 14 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").

Таким образом, работодатель, в том числе и бюджетное учреждение, формирует штатное расписание, устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей.

Однако для организаций бюджетной сферы нормативными правовыми актами органов, осуществляющих полномочия учредителей, может быть предусмотрена процедура согласования штатного расписания с соответствующим органом перед его утверждением руководителем учреждения. Необходимость согласования штатного расписания с учредителем может быть предусмотрена и уставом учреждения.

Возможность введения в штатное расписание медицинской организации должности провизора предусмотрена некоторыми порядками оказания медицинской помощи (смотрите, например, приказ Минздрава России от 20.06.2013 №388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", приказ Минздравмедпрома РФ от 13.02.1995 №27 "О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь", приказ Минздрава России от 31.12.2012 №69н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях") и др. Ранее действующее Положение об аптеке лечебно–профилактического учреждения, утвержденное приказом Минздрава СССР от 18.08.1972 №689, в 2020 году утратило силу. При этом в настоящее время единого нормативного акта, который бы регламентировал деятельность внутрибольничных аптек, в законодательстве нет.

Отметим, что средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ (далее — Закон №326-ФЗ)).

Для выявления целевого характера расходов средств ОМС следует определить:

  • направленность этих расходов на обеспечение деятельности медицинской организации по оказанию услуг в системе ОМС согласно Территориальной программе ОМС;
  • включение данных расходов в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС;
  • содержание в Тарифном соглашении по ОМС прямого указания на то, что расходы не финансируются за счет территориальной программы.

Структура тарифа, которая устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС субъекта РФ и в части базовой программы ОМС, включает в себя в том числе расходы на заработную плату работников (ч. 7 ст. 35 Закона №326-ФЗ).

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, выплачиваемые за счет средств ОМС, определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (п. 196 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, утвержденной приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 №108н "Об утверждении Правил ОМС"). Вместе с тем в соответствии с разделом 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 №541н должность "провизор" к должностям специалистов в сфере здравоохранения не относится.

Из письма ФФОМС от 04.06.2020 №6136/30-4/4039 следует, что штатная численность медицинской организации и ее структурных подразделений (отделений, кабинетов) устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов, утверждаемых приказами Минздрава. Возможность введения в штатное расписание медицинской организации должности фармацевта и провизора–технолога предусмотрена отдельными порядками оказания медицинской помощи.

Таким образом, оплата труда штатных фармацевтов и провизоров в доле расходов медицинской организации, приходящейся на медицинскую помощь, которая входит в базовую программу ОМС, может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем следует обратить внимание на позицию ВС РФ, приведенную в определении от 09.10.2019 №309-ЭС19-18057 по делу №А50-31947/2018. В нем рассмотрен спор между бюджетным учреждением здравоохранения и территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

ВС РФ обратил внимание на то, что за счет средств ОМС не финансируются (не оплачиваются) мероприятия и иные медицинские услуги, которые в соответствии с территориальной программой ОМС финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.

По мнению судей, в территориальную программу ОМС не входят услуги, связанные с фармацевтической деятельностью. Функции по согласованию закупаемого ассортимента лекарственных препаратов по номенклатуре и количеству в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и перечнями лекарственных препаратов отнесены к должности врача — клинического фармаколога в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "клиническая фармакология", утвержденным приказом Минздрава России от 02.11.2012 №575н.

При таких обстоятельствах финансирование услуг провизора и фармацевта должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ, следовательно, учреждение использовало средства ОМС не по назначению.

Таким образом, во избежание возможных претензий контролирующих органов целесообразно согласовать с учредителем и территориальным фондом ОМС субъекта РФ введение в штатное расписание учреждения ставки провизора.

Если учреждение сможет обосновать необходимость введения в штатное расписание должности провизора, то учреждению следует получить соответствующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и оплачивать расходы по заработной плате провизора либо за счет приносящей доход деятельности, либо за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Евсюкова Валентина, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ
ГАРАНТ_лого

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия