07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Гражданин работает в больничной аптеке в должности заведующего подразделением "аптека" (образование высшее фармацевтическое, сертификат "Экономика и управление фармации").

Может ли сотрудник совмещать свою должность с работой по вакантной ставке провизора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заведующий структурным подразделением "аптека" не может выполнять обязанности по должности провизора, так как у него отсутствует сертификат специалиста по специальности "Фармация".

Обоснование позиции:

Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" физические лица могут заниматься определенными видами фармацевтической деятельности при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы) право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско–акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики)), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников. Таким лицензионным требованием может быть "наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности".

Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная приказом Минздрава России от 07.10.2015 №700н, включает три специальности специалистов, получивших высшее образование по специальности "Фармация":

  • 82. "Управление и экономика фармации"
  • 85. "Фармацевтическая технология"
  • 86. "Фармацевтическая химия и фармакогнозия"

По каждой из специальностей приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (далее — Приказ №707н) утверждены квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования и требования к дополнительному профессиональному образованию). В соответствии с Приказом №707н для работы по должности "провизор" работник должен иметь высшее профессиональное образование — специалитет по специальности "Фармация" (для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.02 "Фармация (уровень специалитета)" после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста), а также непрерывно повышать квалификацию в течение всей трудовой деятельности.

Аналогичные требования до 1 июля 2018-го были установлены для должности провизора в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н (далее — Справочник). Однако с 1 июля 2018 года приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 г. №214н в подразделе "Должности специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием" раздела III "Должности специалистов" Справочника исключена квалификационная характеристика должности "провизор", "директор (заведующий) фармацевтической организации" и "заведующий аптечным складом".

Приказом Минтруда России от 09.03.2016 №91н утвержден профессиональный стандарт "Провизор" (далее — Профстандарт). В разделе 3 Профстандарта раскрываются следующие требования к образованию и обучению провизора: высшее образование — специалитет, повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

По смыслу указанных норм можно сделать вывод, что работнику для занятия фармацевтической деятельностью в должности провизора необходимо иметь законченное высшее фармацевтическое образование, проходить повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, а также иметь сертификат специалиста по специальности "Фармация".

Таким образом, заведующий аптекой при исполнении обязанностей провизора должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту. Следовательно, для осуществления профессиональной деятельности в должности провизора ему необходимо получить сертификат специалиста по специальности "Фармация".

В рассматриваемом случае у заведующего аптекой, претендующего на должность провизора по совмещению, имеется высшее образование по специальности "Фармация" и сертификат по специальности "Управление и экономика фармации". Соответственно, заведующий аптекой не может выполнять обязанности по должности провизора, так как у него отсутствует сертификат специалиста по специальности "Фармация".

Мазухина Анна, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ


Статьи подрубрики управление:
Изменения по налогам для аптек на УСН в 2025 году

Аптечное сообщество выражает серьезную озабоченность в связи с предстоящей налоговой реформой. С 1 января 2025 года малые предприятия с совокупным доходом свыше 60 млн. рублей потеряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Как аптечный бизнес сможет подготовиться к таким изменениям, разбирались на вебинаре Павла Лисовского «Налоговая реформа для бизнеса: что надо успеть сделать до конца 2024 года?».

Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.