29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Обязательно ли работнику ветеринарной аптеки, имеющему право отпускать лекарственные средства, и ветеринарному врачу в ветеринарной клинике иметь личную медицинскую книжку?

В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ (далее — Закон №52–ФЗ) данные о прохождении работниками медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки. Порядок учета, ведения отчетности и выдачи работникам указанных документов, наряду с порядком проведения обязательных медицинских осмотров, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (п. 6 ст. 34 Закона №52–ФЗ).

Однако на сегодняшний день никаких специальных правил относительно выдачи работникам медицинских книжек не установлено. Пункт 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.11 №302н (далее — Приказ №302н), лишь дублирует норму п. 5 ст. 34 Закона №52–ФЗ, указывая на необходимость внесения в данные документы информации о прохождении медицинских осмотров.

Необходимо обратить внимание, что ни из п. 5 ст. 34 Закона №52–ФЗ, ни из п. 33 Порядка не следует, что указанное требование должно быть реализовано лишь в отношении какой-либо части работников, подлежащих обязательному медицинскому осмотру. Это позволяет заключить, что теоретически медицинские книжки необходимо иметь всем работникам, в отношении которых законодательством предусмотрена необходимость по прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров. К таким, в частности, относятся работники, выполняющие работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств (п. 24 приложения №2 к Приказу №302н), и ветеринарные врачи (п. 9.14 СП 3.1.7.2817-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10 №186).

Тем не менее, в настоящее время существует только одна форма личной медицинской книжки. Это форма, утвержденная приказом Роспотребнадзора от 20.05.05 №402 (далее — Приказ №402). Из п. 1.1 указанного приказа следует, что книжки указанной формы выдаются не всем работникам, подлежащим обязательному медосмотру, а только работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Для иных же категорий работников форм медицинской книжки не установлено, следовательно, выполнить требование п. 5 ст. 34 Закона №52–ФЗ и п. 33 Порядка невозможно. А значит, иметь медицинскую книжку такие работники не должны.

Косвенно данный вывод подтверждается письмом Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России от 15.09.2000 №1100/2677-05, в котором указано, что выдачу личной медицинской книжки и санитарного паспорта на транспортные средства следует включать в предмет договора на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации лиц, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке, а стоимость данных документов включать в стоимость услуг по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

В свою очередь, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (Инструкция o порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденная приказом Минздрава России от 29.06.2000 №229). То есть указанные мероприятия проводятся в отношении тех же категорий работников, которые поименованы в Приказе №402. Очевидно, что при оформлении медицинской книжки иным категориям работников выполнить рекомендации Госсанэпиднадзора о включении соответствующих расходов в стоимость услуг по договору на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации было бы невозможно.

Работники, указанные в вопросе, в перечень, приведенный в п. 1.1 Приказа №402, не входят. Таким образом, по нашему мнению, иметь медицинские книжки они не должны. Однако отметим, что данный вывод является нашим экспертным мнением. Контролирующие органы могут придерживаться по данному вопросу обратной позиции (см., например, информацию, размещенную на сайте Управления Роспотребнадзора по Иркутской обл., перейдя по ссылке: http://38.rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156 &articleId=156854&version=1.0, на сайте Управления Роспотребнадзора по Чувашской республике, перейдя по ссылке: http://21.rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156 &articleId=125170&version=1.0; смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.13 №17АП-5296/13).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наталия Павлова, Павел Сутулин

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия