08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

ЗАО занимается фармацевтической деятельностью и производством лекарственных средств, имеются соответствующие лицензии.

В ближайшее время планируется привести наименование организации в соответствие с нормами гл. 4 ч. 1 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.14 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». При этом предполагается, что организация продолжит свою деятельность в форме ЗАО.

Потребуется ли в этом случае переоформлять имеющиеся лицензии на производство лекарственных средств для медицинского применения и фармацевтическую деятельность, так как формально наименование организации будет изменено?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством не предусмотрена необходимость проведения реорганизации, ликвидации или «перерегистрации» юридических лиц в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.14 №99–ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (далее — Закон от 05.05.14 №99–ФЗ) (ч. 10 ст. 3 Закона от 05.05.14 №99-ФЗ). В связи с этим закрытые акционерные общества просто должны будут внести изменения в свои уставы (в т.ч. и в свои наименования) для приведения их в соответствие с требованиями Закона 05.05.14 №99–ФЗ. Поскольку, как следует из абзаца второго п. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.12.95 №208–ФЗ "Об акционерных обществах", закрытые акционерные общества не вправе производить открытую подписку, то они будут относиться к непубличным обществам. Требования о включении в фирменное наименование указания на то, что общество является непубличным, закон не содержит.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.11 №99–ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон от 04.05.11 №99–ФЗ) лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица. При этом до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного ч. 5 ст. 18 Закона от 04.05.11 №99–ФЗ, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона от 04.05.11 №99–ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ (как в действующей, так и в будущей редакции) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица организационно–правовой формы в соответствии с новой редакцией гл. 4 ГК РФ будет изменением его наименования.

Однако, как указано в ч. 7 ст. 3 Закона от 05.05.14 №99–ФЗ, изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции Закона от 05.05.14 №99–ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции Закона от 05.05.14 №99–ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При этом в Законе от 05.05.14 №99–ФЗ отсутствуют сроки внесения изменений в устав и фирменное наименование обществ.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона от 04.05.11 №99–ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Закон от 05.05.14 №99–ФЗ не уточняет, что понимается под "иными документами, содержащими его прежнее наименование". Следовательно, на наш взгляд, речь идет о любых документах. Лицензию можно отнести к "иным документам, содержащим прежнее наименование организации". Таким образом, полагаем, в случае исключения из наименования указания на тип общества ("закрытое") в целях приведения его в соответствие с требованиями Закона от 05.05.14 №99–ФЗ переоформление лицензии не требуется.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валерия Счетчикова, Артем Барсегян

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики управление:
Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Основные журналы учета для аптечных организаций

Фармацевтическая деятельность требует обширной отчетности, в частности — ведения различных журналов, число которых может доходить до 18. О том, как журналы необходимо заполнять, чтобы избежать наказаний при работе в аптеке, в ходе вебинара IQ Provision рассказал Вячеслав Глухов, провизор и руководитель группы аптек компании «Эркафарм».

Права заказчика при отзыве лексредств

По договору поставки, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ, учреждение получило лекарственный препарат, приемка которого была проведена в полном объеме. Однако вскоре после этого появилась информация о том, что производитель отзывает товар из-за наличия в нем микростекол. Поставщик же отказывается возвращать денежные средства заказчику. Возникает вопрос: имеет ли заказчик право вернуть товар в условиях сложившейся ситуации?

Изменения в оформлении рецептов

О последних изменениях в правилах отпуска рецептурных лекарственных средств рассказала на конференции «Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи» Наталья Гаврилина, доцент кафедры организации лекобеспечения и фармакоэкономики Сеченовского университета.

Специализированные
мероприятия
Omni farma