29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Каков порядок списания перевязочных средств в бюджетном медицинском учреждении, имеющем в своем составе аптеку?

Порядок учета лекарственных препаратов медучреждением, имеющим в своем составе аптеку, регулируется следующими нормативными актами:

  • Инструкцией по учету медикаментов..., утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 №747 (далее — Инструкция №747);
  • Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 №157н (далее — Инструкция №157н);
  • Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 №174н (далее — Инструкция №174н).

При этом в бюджетном учреждении должны быть организованы два взаимосвязанных вида учета лекарственных препаратов: бухгалтерский учет в бухгалтерии и "специальный" учет в аптеке учреждения.

Так как в учреждении существует аптечный склад, который занимается отпуском лекарственных средств в отделения (кабинеты) медицинского учреждения, "специальный" учет лекарственных препаратов должен осуществляться в соответствии с разделом II "Учет лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку" Инструкции №747.

Согласно п. 18, 19 Инструкции №747 отпуск лекарственных средств*(1) материально ответственным лицам отделений (кабинетов) производится заведующим аптекой или его заместителем по требованиям-накладным в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — пятидневной, наркотические лекарственные средства — трехдневной, все остальные — десятидневной.

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет Отчет о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (форма 11–МЗ) с выделением групп лекарственных средств, перечисленных в п. 1 Инструкции №747 (медикаменты, перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара) (п. 28 Инструкции №747). Отчет составляется в двух экземплярах, первый из которых подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения, а второй — остается у заведующего аптекой.

Из описанного порядка учета следует, что получаемые лекарственные средства приходуются в отделении в размере текущей потребности, в части перевязочных средств — в десятидневной норме, которая не предполагает создание сверхнормативных остатков материальных запасов.

Таким образом, учитывая положения Инструкции №747, в учреждении, имеющем в своем составе аптеку, отчет о движении лекарственных средств (форма 11–МЗ) составляется заведующим аптекой, а не материально ответственным лицом, получающим лекарственные средства (перевязочные средства) по требованиям–накладным.

Лекарственные средства со счетов бухгалтерского учета списываются по Акту на списание материальных запасов (форма 0504230) (п. 119 Инструкции №157н, п. 36 Инструкции 174н). К такому акту должны быть приложены акты и ведомость на выдачу материальных ценностей на нужды учреждения.

Обязанность по составлению такого Акта на списание материальных запасов (форма 0504230), в соответствии с приказом Минфина России от 15.12.10 №173н, возложена на комиссию учреждения по поступлению и выбытию активов.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мария Миллиард

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия