28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Бюджетное учреждение по договорам (контрактам) закупает медикаменты, которые затем реализуются через аптеку учреждения.

Средства поступают в кассу. Затем через инкассацию они сдаются в банк и зачисляются на счет в казначействе. Бюджетное учреждение сдает инкассаторам выручку от аптеки по двум статьям: по статье КОСГУ 440 — сумма наценки, по статье КОСГУ 340 — возмещение кассовых расходов на закупку товара для реализации через аптеку.
Какими бухгалтерскими проводками правильно отразить в учете данные операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет поступлений выручки от реализации товаров следует вести по одному коду КОСГУ — 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

Особенности учета товаров и их торговой надбавки в бюджетном учреждении определены в следующих нормативных актах:

  • п.п. 124–126 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.10 №157н (далее — Инструкция №157н);
  • п.п. 44–47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.10 №174н (далее — Инструкция №174н),

согласно положениям которых материальные ценности, приобретенные учреждением для продажи, учитываются на счете 0 105 38 000 "Товары — иное движимое имущество учреждения".

Согласно п. 125 Инструкции №157н товары, приобретенные учреждением для продажи, принимаются к учету по их фактической стоимости.

В то же время учреждения, осуществляющие розничную торговлю, товары, переданные в реализацию, вправе учитывать по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки).

Реализация товаров отражается на основании товарно-сопроводительных документов, иных первичных учетных документов на реализацию товаров по дебету счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 27 440, 0 105 37 440, 0 105 38 440) (абзац 4 п. 37 Инструкции №174н).

При этом начисление доходов за реализованные товары должно отражаться по дебету счета 2 205 31 560 "Расчеты по доходам" и кредиту счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".

Таким образом, схема учета выручки от реализации товаров в бюджетном учреждении не предусматривает разделение полученных доходов от реализации на сумму наценки и возмещение кассовых расходов на закупку товара для реализации. Поэтому учет поступлений выручки от реализации товаров следует вести по одному коду КОСГУ.

Наиболее предпочтительным в рассматриваемой ситуации является код 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)". Обоснованность подобного применения следует из положений п.п. 37, 150, 152 Инструкции №174н. При этом какие–либо альтернативные варианты учета выручки от реализации товаров данной инструкцией не предусмотрены.

С учетом изложенного полагаем, что операции по сдаче выручки от реализации товаров бюджетным учреждением через инкассацию в банк с последующим зачислением на лицевой счет в органе казначейства могут быть отражены в учете с применением следующих корреспонденций:

1. Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 302 34 730

  • приняты к бухгалтерскому учету товары, приобретенные учреждением для продажи (п. 46 Инструкции №174н);

2. Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 105 39 440

  • начислена торговая наценка по товарам, переданным на реализацию на основании Справки (форма 0504833) с приложением расчета суммы торговой наценки (п. 46 Инструкции №174н);

3. Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130

  • отражена выручка от реализации товаров (п. 93 Инструкции №174н);

4. Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 105 38 440

  • списана стоимость реализованного товара в продажных ценах на основании Справки–отчета кассира (форма 0330106) или Приходного кассового ордера (форма 0310001) — (п. 47 Инструкции №174н);

5. Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 105 39 440

  • сторнирована реализованная торговая наценка на основании первичных учетных документов — Справки (форма 0504833) с приложением расчета реализованного наложения в уменьшение финансового результата текущего финансового года способом "Красное сторно" (п. 47 Инструкции №174н);

6. Дебет 2 201 34 510 [забалансовый счет 17 (код 130 КОСГУ)] Кредит 2 205 31 660

  • отражено поступление выручки в кассу учреждения;

7. Дебет 2 201 23 510 [забалансовый счет 17 (код 510 КОСГУ)] Кредит 2 201 34 610 [забалансовый счет 17 (код 610 КОСГУ)]

  • отражено выбытие денежных средств из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам;

8. Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 23 610 [забалансовый счет 17 (код 610 КОСГУ)]

  • отражено поступление денежных средств на счет 40116 при их зачислении в операционный день, отличный от дня перечисления (внесения);

9. Дебет 2 201 11 510 [забалансовый счет 17 (код 510 КОСГУ)] Кредит 2 210 03 660

  • поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ольга Левина, Мария Миллиард

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия