28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Существуют ли законодательно установленные требования к уборке торгового зала в аптеке?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 №52–ФЗ "О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения" (далее — Закон №52–ФЗ) санитарно–эпидемиологические требования — это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека и которые устанавливаются государственными санитарно–эпидемиологическими правилами (санитарные правила).

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона №52–ФЗ санитарно–эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в т.ч. посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно–противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (ст. 11 Закона №52–ФЗ).

Таким образом, аптечные организации, равно как и все другие хозяйствующие субъекты, обязаны соблюдать в числе прочего санитарно–гигиенические требования и правила при осуществлении аптечного производства.

В частности, приказом Минздрава РФ от 21.10.97 №309 утверждена Инструкция по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) (далее — Инструкция), которой установлены требования к санитарной обработке помещений и оборудования в аптеках.

Так, согласно п.п. 5.1, 5.2 Инструкции перед началом работы аптеки должна быть проведена влажная уборка всех помещений (полов и оборудования) с применением дезсредств из числа разрешенных Минздравом России. Не реже одного раза в неделю необходимо проводить генеральную уборку торгового зала, которая включает в себя мытье полов, оборудования, стен, дверей. Потолки очищают от пыли влажными тряпками один раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами также не реже одного раза в месяц. Обратим внимание, что сухую уборку аптечных помещений Инструкция запрещает. Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю (п. 5.3 Инструкции).

Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют раздельно в специально выделенном месте. Это может быть отдельная комната или шкаф. Ветошь, предназначенную для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки оставляют на хранение в чистой промаркированной плотно закрытой таре — банке, кастрюле и др. (п. 5.4 Инструкции).

Мусор после уборки торгового зала надлежит собирать в специальный контейнер с приводной крышкой и удалять из помещения не реже одного раза в смену. Контейнеры для мусора необходимо ежедневно мыть, чистить и дезинфицировать (п. 5.7 Инструкции).

Уборку помещений асептического блока (полов и оборудования) проводят не реже одного раза в смену в конце работы с использованием дезинфицирующих средств (Прил. 8 к Инструкции). Один раз в неделю проводят генеральную уборку, по возможности с освобождением от оборудования. При этом необходимо строго соблюдать последовательность стадий при уборке асептического блока. Начинать следует с асептической. Вначале моют стены и двери от потолка к полу. Движения должны быть плавными, обязательно сверху вниз. Затем моют и дезинфицируют стационарное оборудование и в последнюю очередь полы. Все оборудование и мебель, вносимые в асептический блок, предварительно обрабатывают дезинфицирующим раствором. Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются поролоновые губки, салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей.

К СВЕДЕНИЮ:
Отметим, что несоблюдение требований к уборке помещений аптечной организации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, которое выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (см., например, решение Нижегородского областного суда от 09.06.15 по делу №7–934/2015).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александр Васильев

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия