28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Помещение арендуется государственным унитарным предприятием для размещения в нем аптеки, относящейся к сети розничных аптек.

Может ли государственное унитарное предприятие объявить аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества (помещения)? Может ли участником данного аукциона быть муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения, владеющее на праве оперативного управления этим муниципальным имуществом?

— Прежде всего, отметим, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.13 №44–ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №44-ФЗ) государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее — ГУП, МУП), за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, осуществляют заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т.ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), в порядке, предусмотренном указанным Законом.

Кроме того, начиная с 7 июня 2017 г. ГУП и МУП, являющиеся аптечными организациями, могут заключать вышеуказанные договоры, оплачиваемые без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.11 №223–ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон №223–ФЗ), при условии, что они разместили положение о закупке и план закупки в единой информационной системе (пп. «в» п. 5 ч. 2 ст. 1, ч. 13 ст. 8 Закона №223–ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 07.06.17 №108–ФЗ). При этом для заключения данных договоров в соответствии с Законом №223–ФЗ уже в 2017 г. аптечные организации до 1 сентября 2017 г. должны были изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки (ч. 12 ст. 8 Закона №223–ФЗ).

В связи с этим следует иметь в виду, что ни Закон №44-ФЗ, ни Закон №223-ФЗ не устанавливают каких-либо специальных ограничений или запретов на заключение договоров в порядке, установленном данными законами, с муниципальными бюджетными учреждениями, выступающими по таким договорам в качестве поставщиков, подрядчиков или исполнителей, в т.ч. и договоров аренды нежилых помещений. Соответственно, отсутствуют в них также ограничения и запреты на участие указанных учреждений в отборочных процедурах, в т.ч. и в аукционе на право заключения договора аренды.

Тем не менее необходимо помнить, что согласно ст. 608 ГК РФ арендодателями могут выступать только собственники имущества, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В свою очередь, бюджетные учреждения обладают имуществом, переданным им учредителями или приобретенным ими по другим основаниям, на праве оперативного управления, а собственником указанного имущества являются их учредители (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Поэтому принадлежность имущества на праве оперативного управления предполагает распоряжение недвижимым имуществом, принадлежащим учреждению, только с предварительного согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Передача недвижимого имущества в аренду согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ представляет собой один из способов распоряжения таким имуществом, поэтому в рассматриваемой ситуации для заключения договора аренды учреждению необходимо, прежде всего, получить согласие собственника имущества.

Более того, следует учитывать, что передача муниципального имущества в аренду осуществляется с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 26.07.06 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон №135–ФЗ). Согласно ч. 1 и 3 ст. 17.1 этого Закона любые договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным учреждениям, должны заключаться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в самом этом законе. В силу ч. 5 ст. 17.1 Закона №135–ФЗ приказом ФАС от 10.02.10 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила), а также Перечень видов такого имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Анализ вышеприведенных норм показывает, что договоры аренды заключаются по результатам аукционов и конкурсов, проводимых именно арендодателем имущества, т.е. бюджетным учреждением, за которым оно закреплено на праве оперативного управления, а не по результатам аукционов и конкурсов, проводимых арендатором. Ведь задача проведения аукционов и конкурсов, предусмотренных ст. 17.1 Закона №135–ФЗ, состоит в том, чтобы выбрать из нескольких потенциальных арендаторов лицо, которое предложит наиболее выгодные условия. А участие бюджетного учреждения в аукционе на право заключения договора аренды, проводимом арендатором, данной задаче не отвечает, т.к. в этом случае арендатор будет заранее определен.

Кроме того, по смыслу ст. 68 Закона №44–ФЗ проведение ГУП аукциона со стороны арендатора предполагает снижение начальной (максимальной) цены контракта лицами, участвующими в аукционе, тогда как проведение аукциона в соответствии с Законом №135–ФЗ, напротив, предполагает увеличение потенциальными арендаторами начальной цены договора, установленной арендодателем (п. 138 Правил).

Таким образом, в силу вышеизложенного муниципальное бюджетное учреждение не может участвовать в аукционе, проводимом ГУП как в соответствии с Законом №44–ФЗ, так и в соответствии с Законом №223–ФЗ, предметом которого является право на заключение договора аренды недвижимого имущества, принадлежащего бюджетному учреждению на праве оперативного управления. Исключение могут составлять лишь случаи, когда бюджетное учреждение получило согласие собственника недвижимого имущества на передачу его в аренду и имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 17.1 Закона №135–ФЗ, позволяющие передать такое имущество в аренду без проведения конкурса или аукциона.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, к.ю.н.
Сергей Широков
www.garant.ru

 

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия