Вопрос — ответ специалистов
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственное унитарное предприятие не может получить лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Государственное унитарное предприятие вправе осуществлять охрану принадлежащего ему имущества собственными силами без получения лицензии на осуществление охранной деятельности и без наличия у его сотрудников удостоверений частного охранника.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 №99–ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию. Частью 4 ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что особенности лицензирования частной охранной деятельности могут устанавливаться федеральным законом, регулирующим осуществление такой деятельности.
Частью 1 ст. 1 Закона РФ от 11.03.92 №2487–I "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (далее — Закон №2487–I) частная детективная и охранная деятельность определена как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. К услугам, оказание которых разрешено в целях охраны (к охранным услугам), пунктами 3, 6 ч. 3 ст. 3 Закона №2487–I отнесена, в частности, охрана объектов и (или) имущества.
В силу части 1 ст. 11 Закона №2487–I оказание услуг, перечисленных в части 3 ст. 3 этого Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, такие услуги оказывать запрещено (часть 5 ст. 3 Закона №2487–I), а частные охранники, как видно из части 1 ст. 11.1 Закона №2487–I, могут привлекаться к оказанию таких услуг лишь в качестве работников частной охранной организации, которая является исполнителем по соответствующему договору с клиентом.
Согласно п. 2.1 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.11 №498, лицензионным требованием при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 ст. 3 Закона №2487–I, является, в частности, соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям ст. 15.1 Закона №2487–I.
В свою очередь, часть 1 ст. 15.1 Закона №2487–I предусматривает, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (по данному запрету см. также постановление Второго ААС от 23.11.17 №02АП–8402/17).
Следовательно, государственное унитарное предприятие не может получить лицензию на осуществление частной охранной деятельности, в т.ч. в целях охраны имущества при перевозке наркотических средств и психотропных веществ.
Вместе с тем из приведенных выше норм части 1 ст. 1, части 1 ст. 11 Закона №2487–I следует, что лицензированию подлежит не любая деятельность, направленная на обеспечение охраны объектов и (или) имущества, а именно деятельность по оказанию соответствующих услуг, т.е. осуществляемая в интересах третьих лиц. Запрета же на создание в организациях подразделений для выполнения функций по охране собственного имущества законодательством не установлено. В связи с этим юридическое лицо вправе осуществлять эти функции своими силами (силами своих работников), что не требует ни получения каких-либо лицензий самой организацией, ни получения удостоверений частных охранников ее работниками.
Соответственно, если в рассматриваемом случае унитарное предприятие намеревается осуществлять охрану наркотических средств и психотропных веществ в собственных интересах, а не в связи с оказанием охранных услуг иным лицам, получать лицензию на осуществление охранной деятельности ему не требуется.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павел Ерин
www.garant.ru