Синотова Светлана
Директор Центра повышения квалификации СПГХФУ, доцент кафедры Управления и экономики фармации, к.фарм.н.
Фармацевтическая деятельность на сегодняшний день регламентируется тремя основными документами: ФЗ–323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", в соответствии с которым специалист, имеющий высшее или среднее фармобразование, может быть допущен к фармдеятельности при наличии свидетельства об аккредитации специалиста; ФЗ–61 "Об обращении лекарственных средств" и "Правила надлежащей аптечной практики", которые содержат требования к руководителю и специалистам фарморганизации.
Если говорить о функциональных обязанностях фармацевтических работников, ПНАП четко обозначили, чем должен заниматься сегодня специалист в области розничного ритейла (это продажа товаров надлежащего качества, фармацевтическое консультирование, рациональное применение в целях соблюдения ответственного самолечения, в некоторой степени изготовление ЛС, оформление первичной отчетной документации, соблюдение профессиональной этики).
Кого допускать к фармацевтической деятельности, какие специалисты есть на рынке труда, из кого выбирать сотрудников, какие требования к ним предъявлять? Сегодня в России есть как специалисты, которые получили образование в РФ, так и те, кто получил его в странах бывшего СССР. Процедура допуска к фармдеятельности для этих специалистов отличается. Для россиян это допуск посредством соблюдения всех необходимых нормативных документов (а именно приказов №707, 66, 334), а для иностранных специалистов — это допуск через признание эквивалентности документов и через процедуру прохождения допуска к фармдеятельности, которая определена постановлением Правительства РФ №119.
В основном к нам приезжают специалисты, получившие образование на Украине. Для них необходимость прохождения подтверждения эквивалентности диплома возникает в случае, если они получили образование в период с 1992 (перестал существовать СССР) по 2000 г. (РФ и Украина договорились в части эквивалентности образования). И в любом случае требуется процедура допуска к фармдеятельности.
Большинство имеют сертификат специалиста. Безусловным фактором является соответствие занимаемой должности той номенклатуре специальностей, которая прописана в приказах №541, 83 и 1183. Это три основных документа, на которые следует ориентироваться при анализе и возможном предложении вариантов обучения в части повышения квалификации.
В части административно-управленческого персонала, а именно должности руководителя, в приказе №1183 обозначены следующие варианты: это может быть директор, заведующий или начальник аптечной организации. Запись, которая сформирована в трудовых документах, должна соответствовать номенклатуре. Если возникают другие варианты менеджерских должностей, то они уже некоторым образом повлияют на трудовой профессиональный стаж. Это могут быть должности заместителя директора, начальника или руководителя аптечной организации, должность руководителя склада или его заместителя.
Что касается рядовых специалистов, которые не относятся к управленческому персоналу, нормативные документы предоставляют пять основных вариантов: провизор, провизор-аналитик, провизор-стажер, технолог и старший провизор. Специалистов аналитиков у нас немного на рынке, это эксклюзивные кадры. Провизор–стажер — иногда эта позиция трактуется неправильно, когда нанимаются люди, которые еще учатся или только закончили обучение. В действительности это специалист, который не работал по специальности свыше 5 лет и находится в данный период на обучении, и его фарморганизация взяла на стажировку. Должность старшего провизора будет отличаться от провизора–технолога и провизора–аналитика тем, что у него стаж более длительный, чем у просто провизора.
Для специалистов со средним фармобразованием (здесь все стабильно уже много лет в плане получения образования) и для фармацевтов могут быть предоставлены должности младшего фармацевта, просто фармацевта или старшего в зависимости от стажа и опыта работы. Вариантов движения в части какой–то специализации у фармацевтов нет, это уникальные специалисты, которые могут возглавить аптечную организацию, оптовый склад и в то же время работать за первым столом.
Особое место в допуске к фармдеятельности занимает приказ №707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки". Этот приказ описывает требования к специалистам провизорам по разным направлениям специализации. В частности, фармацевтическая технология, уровень профессионального образования — высший, подготовка в интернатуре в том случае, если она осуществлена до 2016 г., далее повышение квалификации на протяжении всей профессиональной жизни один раз в пять лет. Должности: провизор–технолог, заведующий или начальник структурного подразделения аптечной организации.
Что касается фармацевтической химии и фармакогнозии. Уровень образования — высший, подготовка в интернатуре или ординатуре по вышеперечисленной специальности, повышение квалификации раз в пять лет и предусмотренные должности: провизор-аналитик, руководитель структурного подразделения.
К специалисту в области управления и экономики фармации применимы следующие назначения: директора, начальники, заведующие, заместители.
На сегодня разработаны еще три профессиональных стандарта, которые будут обязательны к применению с 1 января 2020 г. Это профессиональный стандарт провизора, провизора–аналитика и специалиста в области управления фармдеятельностью. Профстандарт описывает тот перечень трудовых функций, которые возложены на вышеперечисленные специальности. Если с провизором-аналитиком все понятно (мониторинг обеспечения качества ЛС в аптеках, обеспечение запасов и реактивов и пр.), то в части управленца и провизора мы видим, что к трудовым функциям провизора относятся торговля оптовая и розничная, отпуск ЛС, приемочный контроль, хранение, информирование, изготовление. Руководящие полномочия на него не возложены. Если мы рассмотрим специалиста в области управления фармдеятельностью, то увидим среди его трудовых функций планирование, организацию ресурсного обеспечения, но не увидим оптовую и розничную торговлю.
Процедура допуска к фармацевтической деятельности, которая просуществовала с 1995 г., сегодня меняется. 2016 год и последующие дают возможность перейти к новой системе получения допуска к фармдеятельности. Обязательно наличие свидетельства об аккредитации специалиста, и для многих специалистов будущий допуск будет проходить через процедуру профессиональной аккредитации.
В процессе занятия фармдеятельностью необходимо также отметить ряд моментов, касающихся нарушений лицензионных требований и условий. Это, например, наличие неподготовленных специалистов в аптечном учреждении. Мы жили до 2017 г. с пониманием, что отсутствие специалиста или наличие специалиста, не соответствующего требованиям, — это негрубое нарушение. Но теперь наличие таких специалистов относится к грубым нарушениям лицензионных требований. Штрафы для юридического лица в таком случае могут доходить до 200 тыс. руб.
Что касается алгоритма допуска к профессиональной фармацевтической деятельности, на нашем рынке есть еще специалисты, у которых последний допуск пройдет по старой схеме, и есть те, кто активно внедряется в новую систему. Например, провизор 2015 г. выпуска, имеющий диплом об окончании интернатуры в 2016 г., в 2021 г. пройдет через процедуру аккредитации.
В каждом федеральном округе будет создан центр аккредитации, где специалисты смогут пройти процедуру допуска к фармацевтической деятельности.
По материалам конференции "Актуальные вопросы фармации", прошедшей в рамках Петербургского международного форума здоровья