Законы изменят рынок БАД
Культура потребления БАД в нашей стране продолжает формироваться, поэтому данный сегмент рынка последние несколько лет демонстрировал значительный рост. По данным DSM Group, в 2023 году продажи БАД в аптеках составили 127,6 млрд. рублей и 415 млн. упаковок.
В целом прирост к 2022 году набрал 13,1%. Однако на сегодняшний день, по данным компании DSM Group, темп развития рынка замедлился: на текущий момент он составляет 11% против 21% два года назад. В упаковках же наблюдается стагнация. Средневзвешенная цена упаковки БАД составляет 343 рубля, и на повышение сильно влияет общий уровень инфляции. Но покупателей это не останавливает: за последнее время они приобрели больше БАД в дорогостоящем сегменте — от 500 до 1000 рублей.
Наибольшим спросом пользуются добавки для нервной системы, при грибковых заболеваниях и благотворно влияющие на суставы и позвоночник. Среди брендов лидируют «Эвалар», Solgar и Consumed. Что касается каналов продаж, то люди предпочитают интернет-площадки, причем как аптечные маркетплейсы, так и классические.
Конкурентов больше и больше
Глобальная тенденция на рынке — ужесточение конкуренции: за последние семь лет число производителей выросло на 42%, а брендов — на 50%, и количество наименований БАД в аптечной рознице уже сравнимо с числом наименований лекарств. Во многом успех нового продукта зависит от договоренности производителя с аптечными сетями о его вводе в ассортимент. Это оптимальный способ продвижения, в ином случае пробиться к покупателю будет сложно. Ставка на рекламу, как правило, требует высоких затрат, а в большинстве случаев жизненный цикл БАД короткий и покупатель быстро переключается на другой товар.
В этом сегменте рынка широко представлены БАД, относящиеся к СТМ. Данная категория популярна, но сейчас ее рост замедляется. Екатерина Беляева, заместитель директора по коммуникациям Московского представительства ЗАО «Эвалар», считает, что это связано с большими маркетинговыми затратами на продвижение собственного продукта.
Вопросы к качеству и безопасности
Следует отметить, что с 2022 года доля БАД импортного производства снижается. Главная причина — уход из России зарубежных интернет-площадок по их реализации. После него за короткое время в сегменте БАД появилось больше 900 отечественных брендов. Казалось бы, их продукция может стать хорошей альтернативой исчезнувшим товарам, но у участников рынка есть сомнения в ее качестве и безопасности. Требования к производству БАД не такие строгие, как лекарствам, и этим могут воспользоваться недобросовестные компании.
Как рассказал директор по продажам и развитию бизнеса «Р-Фарм Косметикс» Дмитрий Забежинский, БАД можно производить по правилам GMP, соблюдая все жесткие регламенты, например, сырье для них должно быть фармакопейным. Но в нашей стране позволить себе подобное из-за больших затрат может лишь малая часть компаний. Он отметил, что у компании было желание обратиться к контрактному производству для вывода на рынок новой линейки БАД, однако почти все поставщики данных услуг отказались показывать, в каких условиях они работают, что наводит на мысль о несоответствии площадок санитарным нормам.
Этот опыт показывает одну из сформировавшихся на рынке проблем. С одной стороны, необходим надлежащий контроль качества, с другой — введение GMP неизбежно приведет к удорожанию продукции, ведь оборудование и сырье требуют значительных инвестиций.
Государственное регулирование рынка
Государство уже начало наводить порядок на рынке, и первым шагом стало введение обязательной маркировки БАД. С 1 ноября 2024 года вступил в силу разрешительный режим реализации биодобавок. Продажа немаркированного товара является нарушением, а если код маркировки нанесен неправильно, то касса не позволит его пробить.
Отметим, что вопрос внедрения маркировки БАД выведен на уровень ЕАЭС: недавно ЕЭК приняла решение установить для нее единые правила. Сейчас страны-участницы Союза самостоятельно определяют дату введения и этапность маркировки продукции на своей территории. За полгода до перехода на маркировку они должны уведомить об этом ЕЭК.
Также рассматривается законопроект о регулировании онлайн-торговли БАД. Главная новелла для ритейла — внесудебная блокировка интернет-страниц с информацией о продаже данной группы товаров без госрегистрации.
Сегодня БАД можно приобрести не только в аптеках и специализированных магазинах, например, спортивного питания, но и на различных сайтах. Здесь нужно следить за тем, кто именно занимается продажей. Больше доверия вызовет аптека, производитель или дистрибутор, чем сторонняя компания или частное лицо. Для борьбы с нечестными игроками простой блокировки карточки товара или продавца может быть недостаточно. Руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и бренд-менеджмента СБЕР ЕАПТЕКА Андрей Константинов полагает, что субсидиарная ответственность для маркетплейсов при реализации незарегистрованного товара, чья подлинность и качество вызывают сомнения, станет более эффективной мерой против недобросовестных продавцов.
Будут ли врачи назначать БАД?
Участники рынка считают, что хотя БАД не заменяют лекарства, они все-таки могут благотворно влиять на организм и служить средством профилактики некоторых заболеваний. Принимая во внимание данные факты, Минздрав предложил разрешить продавать БАД только с доказанной эффективностью. Перед выпуском продукта в обращение экспертные организации должны будут оценивать их исследования, подтверждающие благоприятное действие на организм человека. Также ведомство разработает перечень БАД и факторов риска развития заболеваний, при которых они могут назначаться врачами. На первый взгляд, это хорошая инициатива, но пока в ней остаются спорные моменты. Например, пока неясно, как именно будет формироваться перечень и разрабатываться классификатор.
Отдельный вопрос, как ее воспримут врачи, которым при без того высокой нагрузке нужно будет разбираться в номенклатуре БАД? Трудно предсказать и реакцию пациентов на новые назначения. В их сознании может возникнуть парадокс: с одной стороны, врач рекомендует им БАД, руководствуясь своими знаниями о его потенциальной пользе, с другой — в СМИ и других источниках информации люди часто сталкиваются со сведениями о недоказанной эффективности биодобавок. Поэтому они могут отказаться от их приема. Кроме того, часть пациентов демонстрирует низкую приверженность лечению даже жизненно важными препаратами. Захотят ли они принимать еще и БАД? Вероятность этого крайне мала.
И все-таки инициативу по использованию БАД врачами в качестве средств профилактики нужно развивать, устраняя белые пятна. Исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья и Союза «Национальная фармацевтическая палата», к. фарм. н. Елена Неволина считает, что назначение биодобавок также будет целесообразно для регионов, где в популяции зафиксированы случаи недостатка каких-либо витаминов и микроэлементов.
По материалам выставки Pharmtech & Ingredients 2024
Источники:
Беляева Екатерина, заместитель директора по коммуникациям Московского представительства ЗАО «Эвалар»
Забежинский Дмитрий, директор по продажам и развитию бизнеса «Р-Фарм Косметикс»
Константинов Андрей, руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и бренд-менеджмента СБЕР ЕАПТЕКА
Неволина Елена Викторовна, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», кандидат фармацевтических наук