КАК ВАЖНО БЫТЬ СЕРЬЕЗНЫМ!
Первым делом школьника нужно правильно настроить. Особенно это касается первоклассников, которые не посещали дошкольные учебные заведения, и тех, кто не может находиться в сосредоточенном состоянии 30–35 мин. Так считает главный педиатр Департамента здравоохранения Москвы, главный врач детской городской больницы им. З.А. Башляевой Исмаил Османов. Ребенку следует объяснить, что школа — это почти работа. А потому она — не место для игр и не нужно приносить туда игрушки. Зато подход к учебному процессу должен быть очень серьезным. Важно сформировать и безусловный авторитет учителя, настроив ученика на выполнение всех школьных заданий и требований.
КТО РАНО ВСТАЕТ, ТОТ В ШКОЛУ ИДЕТ
Ребенку нужно объяснить, что с началом учебного года придется вставать рано утром в одно и то же время. Это значит — соблюдать режим не только дня, но и сна. Учитывая и тот факт, что для первоклассника — это, возможно, станет новшеством, а для школьников других классов "хорошо забытым за время каникул старым". Исмаил Османов добавляет, что в режиме дня нужно предусмотреть прогулки и активности на свежем воздухе. Тем более, что сейчас в Москве все для этого есть. Например, совместно с родителями можно заняться спортом в городских парках в «Павильонах здоровья».
Надо решить, будет ли школьник оставаться в группе продленного дня. Очень важно в первые дни учебы вместе с ребенком отрепетировать и утренние сборы, если не успели это сделать перед началом учебного года.
РАБОЧЕЕ МЕСТО
Обязательно надо обустроить рабочее место школьника. Это — письменный стол, стул, шкаф и тумбочка, где будут храниться вещи ребенка. Мебель нужна удобная, безопасная и многофункциональная. "От нее зависит правильность осанки и состояние позвоночника. Поэтому стол и стул подбираются по росту ребенка. Руки должны свободно лежать на столешнице, а ноги стоять на полу. Между коленями и столешницей должно быть достаточно места. Так, чтобы у сидящего ребенка не возникало напряжения в спине, руках, коленях. Передний край стола должен быть загнут, чтобы не нарушать кровообращение. Между краем стула и подколенной ямочкой должно быть пространство. Спинка стула должна поддерживать спину ребенка на уровне лопаток и поясницы. Локти должны находиться на уровне верхней части столешницы", — уточняет Исмаил Османов. При этом столешница — а лучше и вся мебель ребенка — должны быть с матовым покрытием, чтобы избежать негативного влияния бликов на зрение ребенка.
Источников света должно быть минимум два — основное верхнее освещение и боковое. Для основного освещения нежелательно использование люминесцентной лампы, обладающей стробоскопическим эффектом, т.е. мерцанием. Боковое освещение (настольная лампа) должна находиться строго слева для правшей и справа для левшей. Следует отдавать предпочтение однотонным тетрадям и дневникам, чтобы не отвлекали ребенка от учебы.
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ
Конечно, нужно подготовить и несколько комплектов одежды, включая и для занятий физкультурой. Одежда должна соответствовать общему стилю учебного заведения, при этом быть максимально комфортной, не тесной и не жаркой. Желательно из натуральных тканей. Лучше выбирать форму вместе с ребенком, чтобы она ему тоже нравилась. Обязательно на верхнюю одежду нужно поместить светоотражающие наклейки или нашивки. Это поможет ребенку избежать несчастных случаев на дорогах в сумеречную погоду.
Обувь нужно подобрать легкую и удобную, из натуральных материалов и снабженную супинатором. Тапочки, балетки или кеды — не лучший вариант для сменной обуви. Для занятий физкультурой лучшего всего подойдут кроссовки. И уличная одежда, и обувь должны строго соответствовать сезону, хорошо надеваться и чиститься.
Правильно делают те родители, которые по совету врача покупают для ребенка ортопедическую обувь. Это поможет ему справиться с плоскостопием или избежать его появления в будущем.
"Правильный портфель — залог здоровой спины", — утверждает Исмаил Османов. Поэтому он настоятельно советует выбирать ранец с жесткой ортопедической спинкой, жесткими широкими лямками, с жестким дном и несколькими отделениями для учебников, тетрадей и бутылочки с водой. Вместе с тем ранец должен быть максимально легким и вместительным, а молнии и застежки удобными для ребенка. И на нем тоже обязательно должны быть светоотражающие элементы.
А еще и одежду, и обувь, и ранец лучше выбирать вместе с ребенком. Все это ему должно нравиться!
НА ЗДОРОВЬЕ!
Как утверждает главный детский диетолог Департамента здравоохранения Москвы Татьяна Брежнева, учеба в школе требует больших интеллектуальных и физических затрат. Восполнить их помогает правильное питание. Она посоветовала рассказывать ребенку о пользе здоровой пищи, чтобы он умел отличить полезные продукты, которые необходимы ему каждый день, от той еды, которая может здоровью навредить. Основной полезный набор для ребенка школьного возраста — это молоко, кефир, мясо, рыба, яйца, хлеб, овсяные хлопья, гречневая крупа, яблоки, морковь, соки без добавления сахара. Очень полезно и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое) в количестве 15–20 г (3–4 ч. ложки).
Диетолог добавляет, что мясо и рыбу лучше давать ребенку в первой половине дня, т.к. богатая белком пища медленнее переваривается и возбуждающе действует на нервную систему. Первый завтрак (кашу, омлет и т.д.) школьник должен принимать дома. Всего оптимально 5–6 приемов пищи в сутки, через 3,5–4 часа. Более частые приемы приводят к снижению аппетита, редкие – к большим объемам пищи и растяжению желудка. А за 1 час до сна в качестве 2–го ужина — стакан кисломолочного напитка. Белки, жиры и углеводы усваиваются организмом наилучшим образом, если их соотношение в пищевом рационе 1: 1: 4.
Нельзя разрешать ребенку пить воду и напитки при приеме пищи, т.к. это понижает аппетит и замедляет пищеварение.
Не рекомендуется давать ребенку 3 раза в день мясные блюда, злоупотреблять сосисками и колбасами, т.к. избыток белка оказывает на организм неблагоприятное влияние. Питание фастфудом тоже должно быть под запретом. Такая еда, как и употребление других высокожировых рафинированных продуктов, газированных напитков, лапши быстрого приготовления, приводит к стремительному росту числа детей с избыточной массой тела и ожирением. А это – открывает двери для самых разных заболеваний не только в детском возрасте, но и в процессе взросления. По этой же причине надо ограничить употребление тугоплавких жиров (бараньего, гусиного, утиного и свиного). Не пойдут на пользу детскому здоровью жгучие специи (острый перец, хрен, горчица) и приправы (острые соусы, майонез), натуральный кофе, сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
Татьяна Брежнева напоминает и о том, что необходимо формировать у детей и навыки самостоятельного соблюдения основных правил гигиены питания — мытье рук, индивидуальных столовых приборов, использование вымытых овощей и фруктов и т.п.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!
Школьнику любого возраста необходима общая физическая и эмоциональная устойчивость. Чтобы посещение учебного заведения не стало для него настоящим стрессом, нужно позаботиться родителям. Так считает директор Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗ Москвы Марина Бебчук. Для этого, по ее мнению, ребенку нужно привить базовые навыки самообслуживания, умение планировать деятельность, ждать своей очереди, договариваться, делиться, уступать, следовать правилам, воспринимать инструкции и задания. Например, первокласснику нужно сразу объяснить, что нельзя перебивать учителя, отвечать на его вопросы, если это предложено сделать другому ученику.
Родителям нужно подготовить ребенка к тому, что кто–то из одноклассников может задать неудобный для него вопрос: "Почему у тебя нет папы?", "Почему ты не похож на своих родителей?", "Какая у вас машина?" и т.д. "Практика показывает, что далеко не всем родителям удается найти понятные для ребенка ответы на эти вопросы, привить ему навык произвольно регулировать свои эмоциональные реакции и поведение, умение удержать внимание на одном виде деятельности достаточно продолжительное время", — замечает Марина Бебчук. Поэтому она настойчиво советует в таких ситуациях проконсультироваться с детским психологом или психотерапевтом, не дожидаясь, когда ситуация начнет выходить из–под контроля. И не надо опасаться таких консультаций. Сегодня — это нормальная практика. На учет никто такого ребенка ставить не будет.
Наряду с этим родители должны доверять ребенку посильную работу по дому. Обеспечить возможность достаточное количество времени проводить со сверстниками, играть в подвижные и настольные игры.
Очень полезно научить школьника правильно реагировать на похвалу и критику. С ним нужно обсуждать события, читать вслух книги. Важно и демонстрировать ребенку любовь и уважение к нему, а также принятие и поддержку. Поможет этому установление в семье системы понятных и предсказуемых правил поведения и укрепление авторитета взрослых.
Психиатр предупреждает родителей, что слишком ранний старт ребенка в достижении каких–либо успехов, избыточная интеллектуальная нагрузка, завышенные требования и ожидания, не совпадающие с возможностями ребенка, могут стать причинами стресса для школьника.
Недопустима критика учителя и школьной системы в присутствии ребенка, постоянное сравнение со сверстниками, гиперопека и избыточное вмешательство взрослых в учебный процесс, чрезмерное увлечение гаджетами, особенно с контентом, не соответствующим возрасту школьника.
Зато очень полезны сотрудничество и конструктивный диалог родителей со школой в случае обнаружения тех иди иных проблем у их ребенка.
ПОДСТЕЛИ СОЛОМКУ
С начала учебного года ежегодно увеличивается количество вызовов бригад скорой помощи, сообщил старший врач-педиатр станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Андрей Ольшевский. Во многом это связано с детским травматизмом. Школьники разных возрастов, приехав в город после каникул, далеко не сразу адаптируются к ситуации на улице. Поэтому родителям нужно обсудить на семейном совете, кто будет провожать ребенка в школу и отводить его домой, а также определить оптимальный с точки зрения безопасности маршрут от дома до школы. При этом, заложив на дорогу дополнительное время и обратив внимание ребенка на подземные и надземные переходы и светофоры.
"В школе и после уроков дети очень часто получают травмы спортивным мячом по голове. Это приводит не только к ушибам, но и сотрясению мозга. Шуточные потасовки на переменах и после окончания уроков — еще одна опасная ситуация. Удар по пальцам канцелярскими принадлежностями, различные ссадины рук, травмы в результате падения на лестнице… А еще за пределами школы случаются падения из окон, с тарзанки, велосипеда, самоката, дерева и т.д., ожог сенсорной бытовой техникой (электрические плиты)", — предупреждает Андрей Ольшевский. И добавляет, что все это нужно и можно предотвратить. Например, на окнах надо использовать специальные крепежи и фиксаторы, научить ребенка безопасно ездить на роликах и других движущихся средствах передвижения, сформировать привычку не забывать надевать шлем, нарукавники, наколенники, и даже научить правильному падению, сгруппировавшись.
Чтобы избежать многих — порой трагических ситуаций с ребенком в школе — нужно предупредить педагогов о уже существующих проблемах со здоровьем у ребенка, обязательно оставить свой номер телефона для связи. А ребенку надо знать, что в школе есть медицинская комната, в которую в случае каких–то недомоганий он может незамедлительно обратиться.
КУРИТЬ — ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ
Заведующий Центром профилактики и лечения табачной и нехимических зависимостей Московского научно–практического центра наркологии ДЗ Москвы Валерий Лыков обращает внимание на то, что никотиновая зависимость у детей формируется очень быстро.
А она вызывает заболевания бронхолегочной системы (облитерирующий бронхолит, бронхиальная астма) из–за раздражающего действия веществ входящих в состав дыма и даже пара электронных сигарет. У курящих детей фиксируется замедление интеллектуального развития из-за действия никотина, рост риска онкологических заболеваний, неприятный запах из рта, изменение цвета зубов и пломб, разрушение зубной эмали, атрофию десен, дистрофическое изменение слизистой оболочки полости рта. Обо всем этом нужно предупреждать детей. Конечно, очень важно и взрослым избегать вредных привычек в семье.
БЫТЬ И РОДИТЕЛЕМ, И ДРУГОМ
А вот установление и поддержание доверительных отношений с ребенком, особенно в переходном возрасте, поможет в любой ситуации. "Когда ребенок рассказывает о пробах курения сверстников или о своем опыте, родителям нужно избегать резких эмоциональных и агрессивных реакций, т.к. это приведет к тому, что он закроется. Взрослым следует набраться терпения и провести разъяснительную беседу о последствиях курения, а в случае неэффективности привести на беседу со специалистом в МНПЦ наркологии", — советует Валерий Лыков. Он же рекомендует родителям поддерживать тесную связь с классным руководителем. Наряду с этим необходимо, чтобы подросток был вовлечен в общественно полезную деятельность, занятия спортом.
Невнимание и равнодушие к жизни своих детей — самая большая ошибка родителей, которая влечет за собой различные негативные последствия. Такая ситуация наблюдается не только в неблагополучных семьях, но и там, где родители с утра до вечера заняты карьерой.
Есть и другие крайности. Это гиперопека и вседозволенность. Они формируют инфантильность, эгоцентризм, у детей повышается внушаемость и ведомость. В результате они легко попадают под влияние в подростковой среде. А там могут быть очень разные дети. В том числе распространители табачных изделий и алкогольных напитков, наркотиков и сильнодействующих психотропных веществ.
По материалам пресс–конференции "Как правильно подготовить ребенка к школе"