Статьи подрубрики государственное регулирование:

 
PharmaForum_CIS2022
Pharmbussines_ban
Платиновая унция_бан
AptSannit_ban
   
   

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПАНДЕМИЯ: НУЖНА УСТОЙЧИВОСТЬ

Поэтому сегодня важно искать решения, направленные и на остановку распространения инфекции, и на повышение адаптации системы к новым неожиданным угрозам.

Какие факторы влияют на результаты пандемии? Заведующая центром экономической теории социального сектора, главный научный сотрудник Института экономики РАН, д.э.н. Татьяна Чубарова отмечает, что, прежде всего, это социально-экономические, в т.ч. демографические, связанные с общей ситуацией в стране до наступления пандемии, особенностями ее социально–экономического и культурного развития, включая уровень развития системы здравоохранения. Следующая группа факторов — политические. К ним относятся целенаправленные действия государства по борьбе с пандемией и реакция общества на эти меры, которые могут быть как краткосрочными (принимаемыми по мере возникновения проблем), так и перспективными, разрабатываемыми с помощью анализа и планирования.

Меры государственной политики в период пандемии насчитывают несколько видов. Первый из них — эпидемиологические и ограничительные, включая административные барьеры, устанавливаемые правительствами на пути распространения инфекции в виде запрета въезда на территорию, изолирования граждан на карантинном режиме, отмены массовых мероприятий, дистанцирования, дополнительных противовирусных требований к помещениям, введение QR–кодов. Далее идут здравоохранительные меры, направленные на повышения готовности системы здравоохранения к резкому увеличению граждан, нуждающихся в медицинской помощи. Стоит отметить, что к этой категории относится разработка новых вакцин и препаратов.

Какие вызовы поставила перед нами пандемия?

Во–первых, требовалось быстро нарастить потенциал для борьбы с вирусом, чтобы своевременно реагировать на быстрое увеличение числа пациентов. Во–вторых, нужно было обеспечить доступ и поддержку высокого качества помощи при острых и хронических заболеваниях, не связанных с COVID–19, иначе возникали следующие проблемы — отсроченный диагноз, неполучение лечения, невозможность беспрерывной терапии. Кроме того, важно было сберечь кадровый потенциал, поскольку медработники находятся в группе риска по заболеванию и у них увеличилась вероятность профессионального выгорания.

Возникла необходимость увеличить коечный фонд, причем данная проблема наблюдалась в разных странах. Согласно опросу ОСЭР (участвовала 31 страна), для решения этой задачи чаще всего трансформировали обычные палаты в палаты интенсивной терапии, разворачивали полевые госпитали, привлекали частные больницы, а также осуществляли переводы пациентов в отделения, где есть свободные койки.

Однако даже из пандемии можно извлечь положительные уроки — у системы здравоохранения развилась способность быстрого разворота новых мощностей и управления потоками пациентов, особенно если они прибывают в больницу одномоментно, при этом не забывая о пациентах без COVID–19. Также налажена система лечения на дому и обеспечение медиков средствами защиты. Пандемия также показала, что нужно брать на себя ответственность и оперативно принимать решения, исходя из текущей ситуации, а также устанавливать диалог с экспертами.

Становится ясно, что сегодняшняя система здравоохранения должна быть устойчивой, т.е. способной предвидеть угрозы, а также быстро адаптироваться к ним и восстанавливаться.

Как можно усовершенствовать систему, исходя из уроков пандемии? Во–первых, нельзя забывать, что старые, "доковидные" проблемы не ушли, а только обнажились. Необходимо не только решать их, но и заниматься сохранением здоровья граждан, поскольку это условие успешной борьбы с угрозами здоровью. В последнее время акцент в развитии современных систем здравоохранения был сделан на усиление индивидуального подхода и лечение хронических заболеваний, пандемия же показала, насколько важны меры общественного здравоохранения в борьбе с инфекционными заболеваниями. Поэтому при организации системы здравоохранения необходимо найти баланс между инфекционными и неинфекционными заболеваниями. Отметим, что для этого финансирование здравоохранения необходимо увеличить.

Фокус на качество и безопасность

Генеральный директор Национального института качества Росздравнадзора д.м.н. Игорь Иванов считает важным обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности.

Иванов Игорь

Правильная организация работы медицинской организации в период пандемии важна для раннего выявления, предотвращения распространения инфекции, локализации вспышки и недопущения заражения персонала. При этом должна обеспечиваться помощь всем пациентам, особенно тяжелобольным. При таком подходе влияние пандемии на систему здравоохранения, социальное обслуживание граждан и их экономическую активность уменьшается.

Росздравнадзор разрабатывает практические рекомендации для медучреждений как по их типу (стационар, поликлиника, медицинская лаборатория и т.п.), так и по отдельным направлениям — онкологическая помощь, переливание донорской крови и ее компонентов, перинатальная помощь. Предложения Росздравнадзора служат основой для построения эффективной системы управления медицинской организацией, которая обеспечивает высокое качество и безопасность медицинской деятельности. Внедрение практических рекомендаций ведомства позволит снизить общую летальность, досуточную летальность от острого инфаркта миокарда, летальности от острого нарушения мозгового кровообращения, сочетанной тяжелой травмы, увеличит показатель удовлетворенности пациентов качеством оказываемой помощи. Также будет эффективнее оборот койки, снизится койко-день, и в целом коечный фонд в организациях оптимизируется. Благодаря рациональному применению лекарств, уменьшению числа дублирующих клинических анализов, снизятся неэффективные затраты, что приведет к оптимизации ресурсного управления.

При внедрении практических рекомендаций будут разработаны и внедрены локальные акты единого образца для медицинских организаций региона, начнут проводиться перекрестные оценки качества медицинской помощи в медицинских организациях. Также будет проводиться обучение персонала на основе единых требований по управлению качеством и безопасностью медицинской деятельности.

Какой опыт дала нам пандемия?

  • Необходимо формировать культуру безопасности среди медработников и пациентов.
  • Нужно внедрять стандартизацию и инструменты управления качеством в медицинских организациях.
  • Требуется продвижение дистанционных (в т.ч. телемедицинских) технологий.
  • Появилась необходимость в оптимальном использовании и перераспределении ресурсов на региональном уровне.
  • Следует разрабатывать и актуализировать планы реагирования на внештатные ситуации на уровне медицинской организации и региона.
  • Нужно повышать престиж профессии медработника.

Система предотвратит хаос

Запросы в медицинские организации часто приводят к дублированию сбора и предоставления данных. Централизация информационных потоков может сэкономить время и материальные ресурсы участников системы здравоохранения. Что можно сделать в данной области? Опытом делится начальник отдела проектной деятельности ГБУЗ НО "Медицинский информационно–аналитический центр" (Нижний Новгород) Иван Юрченко.

Для сохранения здоровья граждан регион нуждается в точных управленческих решениях, основанных на оперативных данных. Это послужило основанием для разработки информационной системы ресурсного управления, которая должна была обеспечивать преемственность информации между системами различных форм собственности и автоматически формировать отчеты, а ее использование позволило бы сократить потерю времени на работу с информацией на 70%. Данное решение вызвано необходимостью, поскольку цифровизация процессов способна решить следующие проблемы:

  • Пациент не знает, где получить помощь.
  • Слабое развитие преемственности оказания помощи.
  • Отсутствие оперативных данных о доступности/загруженности системы.
  • Низкий уровень автоматизации рутинных процессов.
  • Низкая оснащенность оборудованием и сетевой инфраструктурой.
  • Наличие множества информационных систем для информатизации бизнес-процессов каждого специалиста.
  • Низкий пользовательский уровень медработников в области цифровых технологий.
  • Отсутствие оперативной информации о качестве и эффективности системы здравоохранения.

Экспресс-тест

Поэтому в регионе были созданы сервисы для пациентов и медработников, разработаны обучающие тренинги и программы по работе с ними, закуплено новое оборудование, осуществляется взаимодействие между медицинскими организациями разного уровня. Также созданы ресурсные сервисы для управления и интеграционная платформа, объединяющая информационные ресурсы и развивающая аналитические сервисы. Созданная в регионе система интегрирована с другими региональными и федеральными информационными системами.  Она содержит различные модули — "ПЦР–диагностика", "Вакцинация", "Коечный фонд", "Компьютерная томография" и т.д. Благодаря работе системы значительно удалось сократить выполнение КТ–исследований (в среднем – 24 часа), время попадания пациента на койку и длительность госпитализации в ковидном стационаре.

Визиты в поликлиники сократились

Распространение COVID–19 значительно повлияло на финансовое состояние медицинских организаций и потребовало внесения изменений в процессы оказания медицинской помощи и внедрения новых методов контроля состояния заболевших. Заведующий отделом методологии проведения аудита эффективности деятельности учреждений здравоохранения НИИОЗММ, д.э.н. Сергей Бударин демонстрирует это на примере исследования, в котором участвовали 45 государственных медицинских организаций Москвы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь взрослому населению.

Вакцинация

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за 9 месяцев 2021 года доходы медучреждений снизились на 5,4%, а финансовая устойчивость — на 13,5%. При этом собственные доходы, включая гранты, выросли почти в 2 раза. Расходы же увеличились на 8,2%. Что касается кадров, то общая среднесписочная численность врачей выросла на 11,3%, а терапевтов/врачей общей практики — на 12%. Число посещений дежурного врача выросли на 25,8%, а визитов к терапевтам — на 66,4%, однако около 30–40% из них связаны с вакцинацией против COVID–19.

Обращаемость граждан по поводу других заболеваний снизилась, из–за чего может возникнуть риск их позднего выявления. Это не только негативно отразится на их состоянии здоровья и качестве жизни, но и на социально–демографических показателях, а также потребует дополнительных ресурсов в систему здравоохранения.

По материалам секции в рамках III Научно–методического форума организаторов здравоохранения–2021

Ирина Обухова
11.01.2022
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

 
PharmaForum_CIS2022
Pharmbussines_ban
Платиновая унция_бан
AptSannit_ban
   
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться