О том, какие планы ставит перед собой компания "АКРИХИН", рассказал ее коммерческий директор Александр Соколов, вошедший в ТОП–1000 российских менеджеров.
Александр Олегович, "АКРИХИН" является одной из ведущих фармкомпаний России. Как удается сохранять лидирующие позиции?
Секретный ингредиент любой успешной компании — это люди, объединенные единой целью, люди, которые мотивированы на конкретный результат и делают свое дело с удовольствием. Если говорить о нашей стратегии, то, развивая локальное производство, "АКРИХИН" более точно понимает потребности пациентов. Мы постоянно обновляем наш портфель и в следующем году не сдадим лидерство в количестве запусков новых препаратов. А развитие клиентоориентированных подходов позволяет нам менять себя в зависимости от потребности клиента. Клиент — часть нашего бизнеса, ведь мы все находимся в одной лодке. И мы всегда готовы оказать необходимую поддержку там, где это нужно.
Какие шаги предпринимает компания для расширения доступности востребованных и качественных препаратов для населения?
Локальное производство позволяет нам гарантировать наличие продукта и ассортимента. Мы более точно выстраиваем прогнозы, а также минимизируем риски в цепях поставок. Компания имеет в портфеле широкий ассортимент социально значимых лекарственных препаратов, в том числе под брендом "МНН-Акрихин", замечу, что 45% лекарственных препаратов входят в перечень ЖНВЛП.
Мы активно участвуем и в госпитальных программах — как федеральных, так и региональных. Крайне важно соблюдать правильный баланс обеспечения лекарственными средствами, поэтому мы всегда поддерживали государственные инициативы, ведь в центре нашей миссии находится пациент.
Какое место в структуре продаж компании занимает направление государственных закупок?
Думаю, это не секрет, что мало компаний, которые одинаково успешны и в государственном, и в коммерческом сегменте. "АКРИХИН" — это более коммерчески ориентированная компания. Однако в структуре продаж у нас есть государственное направление, так мы являемся одним из ведущих российских производителей противотуберкулезных препаратов. Благодаря нашему R&D–центру, мы успешно развиваем свою экспертизу, чтобы помогать и пациентам, и государству справляться с такой сложной и злободневной нозологией.
Как известно, введение экономических ограничений в отношении российской экономики со стороны недружественных государств оказало существенное влияние, в том числе, на фармрынок. Изменились ли подходы в работе с клиентами и какие усилия предпринимаются, чтобы такое сотрудничество было более эффективным?
В текущих ограничениях могут страдать некоторые звенья в цепочке поставок продукции, поэтому мы продолжаем поддерживать всю звенья и делаем все, чтобы наши клиенты, которые участвуют в обеспечении граждан нашей страны лекарствами, были подстрахованы на каждом этапе. Однозначно, сейчас не то время, когда нужно обязательно на чем–либо заработать. Благодаря нашему локальному производству клиенты получают гарантии наличия нашего продукта на протяжении минимум полугода, либо года. Это не меняет условий сотрудничества с партнерами, это укрепляет уверенность наших клиентов в том, что "АКРИХИН" — надежный поставщик.
Мы также видим, что часть западных фармкомпаний старается сохранить свой бизнес и препараты, в которых нуждаются наши граждане, в России, однако, есть и те компании, которые все же уходят с рынка. Однозначно, это минус, ведь мы рассматриваем индустрию целиком. Эти игроки участвовали в формировании культуры, как фарминдустрии, так и здравоохранения в целом. Чтобы российские пациенты не испытывали дефицита тех или иных лекарственных средств, мы стараемся заполнить освобождающиеся ниши, необходимыми препаратами.
Расскажите, пожалуйста, что делается в компании для укрепления сотрудничества и расширения рынков сбыта в рамках ЕАЭС и СНГ, а возможно и в дальнем зарубежье?
Благодаря нашему стратегическому союзу мы присутствуем в странах ЕАЭС, СНГ и в странах ближнего зарубежья. Наш партнер — компания SANTO — обладает современным высокотехнологичным производством лекарственных средств разных форм и дозировок, завод расположен в Казахстане. Продукты, которые не производятся на этом заводе, мы поставляем через наших партнеров в страны СНГ, поэтому все, кто нуждается в препаратах "АКРИХИНа", могут их найти в аптеках у дома.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы цифровизации отрасли и стоит ли делать ставку на продвижение в e–comm?
Цифровизация — это общечеловеческий тренд, пронизывающий все сферы жизни общества. Изменяется потребление информации, развиваются новые коммуникационные системы — и наша отрасль не стоит в стороне. Мы видим в этом тренде только преимущества, ведь это вопрос комфорта потребления. Мы рассматриваем e–commerce как отдельный канал продаж, и он должен приносить прибыль.
В направлении электронной коммерции "АКРИХИН" растет быстрее рынка благодаря клиентоориентированным подходам. Вместе с нашими партнерами мы всегда готовы при нарастающем спросе обеспечить как товарами, так и информационной поддержкой наших пациентов, как это было в пандемию. Мы также поддерживаем инициативу регулятора о дистанционном отпуске лекарственных средств и создании возможности выписывать электронные рецепты. "АКРИХИН" готов предлагать свои решения в этом вопросе.
Для принятия правильных управленческих решений, в частности в области планирования производства и поставок препаратов, чрезвычайно важно уметь работать с огромным массивом информации. Насколько важно, на Ваш взгляд, автоматизировать это процесс и какие технологии в области управления данными наиболее перспективны?
Количество данных растет в геометрической прогрессии, и мы видим, как это влияет на рынок – он становится более прозрачным, как для игроков, так и для пациентов. "АКРИХИН" стал одним из первых российских фармпроизводителей, кто запустил пилотный проект по маркировке своей продукции. Безусловно, это потребовало определенных инвестиций для внедрения новой информационной системы, которая связывает воедино внутренние сервисы компании с другими участниками рынка.
Сегодня мы своевременно получаем актуальные данные для принятия верных решений. Например, мы оперативно реагируем, предотвращая риски возникновения дефектуры. Также это позволяет гармонично выстроить взаимодействие с клиентами с точки зрения поставок и управления остатками.