ФАРМАЦИЯ–2019: КОНСОЛИДАЦИЯ + САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РАВНО?

Об итогах уходящего года и прогнозах на год наступающий — мнение заместителя генерального директора аналитической компании AlphaRM Татьяны Литвиновой.

Татьяна, на Ваш взгляд, что происходило на фармацевтическом рынке в 2018 г.?
— Фармацевтический рынок в 2018 г. рос на фоне снижения инфляции на медикаменты, а они, по данным Росстата, подешевели по сравнению с предыдущим годом. Тенденцию поддерживали последствия патентного обвала и дженерикового замещения, которое вылилось в ценовую борьбу. Компании–оригинаторы по окончании патента снижали цену упаковки, чтобы стать конкурентоспособными по отношению к своим дженерикам. А последние, в свою очередь, также были вынуждены снижать цену, чтоб конкурировать с дешевым оригинатором.

Это было выгодно, в первую очередь, покупателю — такие лекарства стали доступнее.

А что происходило с аптечным сегментом?
— В 2018 г. эксперты прогнозировали его «схлопывание» за счет ликвидации аптечных сетей, которые в своих бизнес–процессах активно использовали кредитный ресурс. Однако резких изменений не произошло, количество аптек в России весомо не уменьшилось.

Даже наоборот: на сентябрь 2018 г. в нашей стране работает более 65 тыс. аптечных учреждений. Год назад их было 63 тыс. При этом увеличилась доля локальных сетей — с 45% до 47. Доля федеральных сетей, напротив, уменьшилась с 39% до 37.

Есть ли различия по регионам?
— Локальных аптечных сетей больше всего в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральном округе (50% и выше). По числу индивидуальных аптек лидирует Северо-Кавказский федеральный округ — здесь их 44%.

Лидер по представленности крупной федеральной розницы — город Москва — тем не менее располагает значительным числом аптек единичных (17%). В Центральном, Сибирском, Уральском и Приволжском федеральном округе доля одиночной аптеки значительно ниже — 16, 14, 11 и 9% соответственно.

Alpharm1

Как обстоят дела в финансовом отношении?

Более половины выручки на аптечном рынке (52%) получают федеральные аптечные сети. И в сравнении с 2017 г. этот показатель вырос на целых 6% (тогда доля аптечных гигантов в общей выручке розницы составляла 46%). В локальных сетях и единичных аптеках выручка, напротив, серьезно сократилась — с 42 до 37% и с 12 до 11% (что для индивидуальных аптек, на самом деле, немало). При этом по сравнению с 2017 г., значительно изменилась структура аптечных продаж: в ней стало меньше лекарственных препаратов и увеличилась доля нелекарственного ассортимента.

Рост числа аптек, а, соответственно, и конкуренции, для многих участников рынка продолжает ощущаться как "болевая точка".

Alpharm3

Что можете сказать о таком тренде, как консолидация аптечного сегмента?
— Тенденция эта достаточно сильная: на долю "первой тройки" крупнейших аптечных сетей приходится 14% выручки. И то если не учитывать маркетинговые аптечные ассоциации — с ними этот показатель составит 23%.

Средний чек "первой тройки" ощутимо выше, чем средний чек по стране — 493 руб. против 348. Немного больше средний чек "первой десятки" аптечных сетей — его размер составляет 505 руб.

ТОР–300 аптечных сетей получают 71% всей выручки на рынке. С учетом ассоциаций цифра еще выше — 90%.

Если же оценивать количество аптечных точек, то на долю "тройки крупнейших" сетей и ассоциаций приходится каждая четвертая аптека в нашей стране. ТОР–100 — это 69% аптечных организаций в России. ТОР–300 — уже 80%, т.е. четыре из пяти.

Стоит отметить и консолидационные процессы в логистических цепочках фармотрасли, когда аптечная сеть и дистрибутор, а иногда и производитель, работают в связке и имеют общий менеджмент. Это позволяет такой структуре быть более независимой от внешних воздействий. И более конкурентоспособной на фоне разрозненных звеньев, отвечающих отдельно за производство, опт и розничные продажи.

Смогут ли скорректировать ситуацию регуляторные меры? Например, уменьшить степень монополизации аптечного рынка?
— Вмешательство в процесс извне скорее может навредить, чем принести пользу. Ограничения могут использовать недобросовестные участники рынка в своих корыстных целях. И это может привести к непредсказуемым последствиям. Законы рыночной конкуренции со временем все расставят по своим местам. И здесь самостоятельная активность аптеки/сети будет решающим фактором, который определит ее успех или неуспех в дальнейшем.

Alpharm2

Поможет ли аптекам саморегулирование? В чем сегодня его потенциал?
— Деятельность профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций (СРО) медленно, но верно набирает все большие обороты и вес в глазах участников фармацевтического рынка. Если предположить возможность тесного взаимодействия между такими организациями — она была бы полезна для представления интересов аптечной розницы перед государством. Умы и опыт лучших специалистов были бы востребованы в обсуждении новых законодательных актов. И их качество — при активном участии экспертов — было бы значительно выше. Кроме того, накопленные знания, навыки и умения можно было бы использовать для модернизации фармобразования, сделав его содержание приближенным к потребностям рынка.

А что ожидать фармации в самом ближайшем будущем — в 2019 г.?
— Наибольшее влияние на фармрынок, как показывает история, оказывают не отдельные законодательные акты, а макроэкономические явления. Кризиса, подобного тому, что был в 2014–2015 гг., вероятнее всего, не предвидится. Рынок будет незначительно увеличиваться на фоне незначительных темпов инфляции. Поддерживать его будет тенденция к старению населения, рост выявляемости заболеваний за счет регулярной диспансеризации, ухудшение экологической ситуации в стране.

Что, на Ваш взгляд, может улучшить ситуацию в лекарственном обеспечении?
— Изменения, которые повысят качество лекарственного обеспечения россиян, уже обсуждаются на самом высшем уровне. И, вероятно, в обозримом будущем они будут реализованы. Одним из знаковых событий может стать внедрение лекарственного страхования в инфраструктуру медицинской помощи. Это позволит сделать лекарства еще доступнее, в т.ч. для социально уязвимых категорий граждан.

Алтайская Екатерина
25.12.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Баннер_РЕГЛЕК
Саммит2020_баннер
FarmLogic
GMP_баннер
Баннер_Волгоград
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться