Свежие статьи подрубрики управление:
 цитохром с
Здравоохранение 2017
ИнтерШарм 2017 осень
Здравоохранение 2017
 

КАК УПРАВЛЯТЬ АССОРТИМЕНТОМ? (Ч. 1)

ВСЕ ПО СТАНДАРТУ

Вышедший стандарт Надлежащей аптечной практики (НАП) — это документ, определяющий развитие фармацевтического менеджмента на ближайшую перспективу. И всем аптечным организациям теперь надо включаться в эту систему. В этом документе в разделе «управление качеством товаров аптечной организации» указанно, с чего нужно начинать работу. Определены процессы, которые происходят в аптечной организации, устанавливается последовательность критериев, количественные, качественные параметры и т.д.

Что требуется знать руководителю аптечной организации? Вам подскажет уважаемый профессор кафедры управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН, д.фарм.н. Екатерина Ефимовна Лоскутова.

Начнем с того, что руководитель аптечной организации должен обеспечивать выполнение различных стандартных операционных процедур. И все процессы должны осуществляться в соответствии с этими стандартами. Напомним, что процесс — это последовательная совокупность действий, а процедура — порядок действий, разработанный для какого–то конкретного дела. Цель стандартизации — повысить вероятность установления и достижения высокого качества фармацевтической помощи. Итогом работы должен стать практический результат, основанный на выполнении целого пакета документов, которые входят в систему менеджмента качества. В него, в частности, включено выявление причин ненадлежащего качества и план того, как нужно справляться с этими проблемами. При этом все документы постоянно находятся в работе, применяются, улучшаются и т.д.

Для практики управления ассортиментом в рамках системы менеджмента качества в каждой аптеке должны быть установлены конкретные требования и перечислены различные мероприятия по управлению ассортиментом. Управление ассортиментом — это определение, которое зафиксировано в ГОСТе. Есть национальный стандарт, который называется "Торговля — термины", в котором под управлением ассортиментом понимается насыщение товарами с целью поддержания торговли. "В это классическое определение мы добавляем самое главное для нас — удовлетворение нужд, потребностей и запросов потребителей, а потом уже — обеспечение рентабельности самой аптеки, — подчеркивает профессор Лоскутова. — Но управлять ассортиментом не просто. Ведь он огромный — сотни и тысячи наименований даже в небольшой аптеке. Поэтому важно определиться, как этот ассортимент нужно подразделять. Существует несколько способов классификации ассортимента. Есть классификация, отображенная в стандарте, есть — в маркетинге.

Необходимо учитывать и те классификационные признаки, которые нам дает законодатель в Федеральном законе об обращении лекарств. Взять, например, референтный лекарственный препарат. Надо иметь в виду, что это лекарство, впервые зарегистрированное в Российской Федерации. А его качество, эффективность и безопасность доказаны специалистами в ходе доклинических исследований лекарственных средств и препаратов".

Так как до 70% ассортимента аптечных организаций являются лекарственные препараты, необходимо помнить, что их можно распределить по следующим группам:

  1. Лекарственные средства, действующие преимущественно на центральную нервную систему (средства для наркоза, снотворные, противосудорожные, транквилизаторы и нейролептики, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропные препараты, средства для лечения паркинсонизма, обезболивающие, противокашлевые и противорвотные).
  2. Лекарственные средства, действующие преимущественно на периферическую нервную систему.
  3. Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний, т.е. обладающие местным обезболивающим эффектом, как например, новокаин, вяжущие средства, препараты, нейтрализующие соляную кислоту в желудке, препараты с "отвлекающим" действием — ментол, валидол, мази на основе пчелиного или змеиного яда, слабительные и отхаркивающие средства.
  4. Средства, действующие на сердечно–сосудистую систему (сердечные гликозиды, антиаритмические средства, препараты, улучшающие кровоснабжение отдельных органов и тканей, спазмолитики, регуляторы артериального давления).
  5. Средства, усиливающие мочеотделение (иначе — диуретики), и препараты, тормозящие образование мочевых камней.
  6. Препараты, улучшающие функции печени.
  7. Средства, влияющие на мускулатуру матки (стимулирующие или расслабляющие).
  8. Средства, регулирующие процессы обмена веществ (гормоны, их аналоги и антигормональные препараты; витамины; ферменты и их антагонисты; средства, влияющие на свертываемость крови, содержание холестерина в крови; неспецифические стимуляторы обмена веществ; препараты, используемые для коррекции водно-электролитного баланса и выведения токсических продуктов).
  9. Препараты, влияющие на иммунитет (иммуномодуляторы и иммунокорректоры).
  10. Антиоксиданты.
  11. Противомикробные, противовирусные, противопаразитарные, противогрибковые средства (антибиотики, интерфероны, антисептики и различные синтетические препараты).
  12. Препараты, применяемые в лечении онкологических заболеваний (в основном это вещества, тормозящие размножение клеток, а также антагонисты некоторых гормонов).
  13. Диагностические средства (рентгеноконтрастные вещества, красители).
  14. Прочие препараты различных фармакологических групп (сахара, сорбенты, фотозащитные препараты; средства для лечения алкоголизма; средства, угнетающие аппетит).

"Конечно, существует перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Однако не надо забывать и о Федеральном законе от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ст. 55, пункт 7), согласно которому аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать:

  • изделия медицинского назначения;
  • дезинфицирующие средства;
  • предметы и средства личной гигиены;
  • посуду для медицинских целей;
  • предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет;
  • очковую оптику и средства ухода за ней;
  • минеральные воды;
  • продукты лечебного, детского и диетического питания;
  • биологически активные добавки (БАД);
  • лечебную парфюмерно–косметическую продукцию;
  • медицинские и санитарно–просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни", – напомнила Е.Е. Лоскутова.

Многие при формировании лекарственного ассортимента пользуются международной Анатомо–терапевтическо–химической классификацией (англ. Anatomical Therapeutic Chemical Classification System — АТХ). Она подразделяет лекарственные средства на группы, имеющие 5 различных уровней:

  • анатомический орган или система;
  • основные терапевтические /фармакологические;
  • терапевтические/фармакологические;
  • терапевтические/фармакологические/основные химические;
  • по химической структуре.

УПРАВЛЯЕМ СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА

Управлением ассортиментом товара называют деятельность по формированию, поддержанию и совершенствованию ассортимента товаров с целью обеспечения рентабельности торговли.

Когда маркетологи говорят про управление ассортиментом, то обращают внимание на три главных момента этого процесса:

  • установление требования к понятию о рациональности;
  • определение рациональной политики;
  • формирование самого ассортимента.

Установление требований рациональности должно идти от потребителя. Поэтому нужно изучать запросы, выяснять, кто является "типичным" покупателем для конкретной аптеки и в зависимости от этого формировать ассортиментную матрицу.

Есть много разных способов определения рациональности ассортимента. Коэффициент рациональности, ориентированный на маркетинговые показатели, — полноту, устойчивость и новизну ассортимента. Шкала, на которой все показатели выражаются в процентах, — высокий, низкий или средний.

Под ассортиментной политикой понимается деятельность по формированию оптимального ассортимента, который работает на удовлетворение социальных запросов населения и экономических запросов аптечной организации.

"Направлений по формированию аптечного ассортимента много. Сокращение, расширение, углубление, стабилизация… В каждом случае есть определенные основания заниматься этим направлением. А изменения, которые хотим получить, связаны как с количественными, так и качественными результатами. Правильно подобранный ассортимент должен находиться под постоянным и пристальным контролем руководителя аптеки и всего коллектива, т.к. именно правильно подобранный ассортимент — залог эффективности работы аптеки".

По материалам конференции ААУ "СоюзФарма" "Аптека сегодня: новые стандарты и правоприменительная практика"

Марина Масляева
21.06.2017
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 цитохром с
Здравоохранение 2017
ИнтерШарм 2017 осень
Здравоохранение 2017
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться