Свежие статьи подрубрики управление:
 
Сочи
Сочи Экспо
Что происходит на рынке Медизделий
Аптека 2018
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
 
 
 

КАК УПРАВЛЯТЬ АССОРТИМЕНТОМ? (Ч. 1)

ВСЕ ПО СТАНДАРТУ

Вышедший стандарт Надлежащей аптечной практики (НАП) — это документ, определяющий развитие фармацевтического менеджмента на ближайшую перспективу. И всем аптечным организациям теперь надо включаться в эту систему. В этом документе в разделе «управление качеством товаров аптечной организации» указанно, с чего нужно начинать работу. Определены процессы, которые происходят в аптечной организации, устанавливается последовательность критериев, количественные, качественные параметры и т.д.

Что требуется знать руководителю аптечной организации? Вам подскажет уважаемый профессор кафедры управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН, д.фарм.н. Екатерина Ефимовна Лоскутова.

Начнем с того, что руководитель аптечной организации должен обеспечивать выполнение различных стандартных операционных процедур. И все процессы должны осуществляться в соответствии с этими стандартами. Напомним, что процесс — это последовательная совокупность действий, а процедура — порядок действий, разработанный для какого–то конкретного дела. Цель стандартизации — повысить вероятность установления и достижения высокого качества фармацевтической помощи. Итогом работы должен стать практический результат, основанный на выполнении целого пакета документов, которые входят в систему менеджмента качества. В него, в частности, включено выявление причин ненадлежащего качества и план того, как нужно справляться с этими проблемами. При этом все документы постоянно находятся в работе, применяются, улучшаются и т.д.

Для практики управления ассортиментом в рамках системы менеджмента качества в каждой аптеке должны быть установлены конкретные требования и перечислены различные мероприятия по управлению ассортиментом. Управление ассортиментом — это определение, которое зафиксировано в ГОСТе. Есть национальный стандарт, который называется "Торговля — термины", в котором под управлением ассортиментом понимается насыщение товарами с целью поддержания торговли. "В это классическое определение мы добавляем самое главное для нас — удовлетворение нужд, потребностей и запросов потребителей, а потом уже — обеспечение рентабельности самой аптеки, — подчеркивает профессор Лоскутова. — Но управлять ассортиментом не просто. Ведь он огромный — сотни и тысячи наименований даже в небольшой аптеке. Поэтому важно определиться, как этот ассортимент нужно подразделять. Существует несколько способов классификации ассортимента. Есть классификация, отображенная в стандарте, есть — в маркетинге.

Необходимо учитывать и те классификационные признаки, которые нам дает законодатель в Федеральном законе об обращении лекарств. Взять, например, референтный лекарственный препарат. Надо иметь в виду, что это лекарство, впервые зарегистрированное в Российской Федерации. А его качество, эффективность и безопасность доказаны специалистами в ходе доклинических исследований лекарственных средств и препаратов".

Так как до 70% ассортимента аптечных организаций являются лекарственные препараты, необходимо помнить, что их можно распределить по следующим группам:

  1. Лекарственные средства, действующие преимущественно на центральную нервную систему (средства для наркоза, снотворные, противосудорожные, транквилизаторы и нейролептики, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропные препараты, средства для лечения паркинсонизма, обезболивающие, противокашлевые и противорвотные).
  2. Лекарственные средства, действующие преимущественно на периферическую нервную систему.
  3. Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний, т.е. обладающие местным обезболивающим эффектом, как например, новокаин, вяжущие средства, препараты, нейтрализующие соляную кислоту в желудке, препараты с "отвлекающим" действием — ментол, валидол, мази на основе пчелиного или змеиного яда, слабительные и отхаркивающие средства.
  4. Средства, действующие на сердечно–сосудистую систему (сердечные гликозиды, антиаритмические средства, препараты, улучшающие кровоснабжение отдельных органов и тканей, спазмолитики, регуляторы артериального давления).
  5. Средства, усиливающие мочеотделение (иначе — диуретики), и препараты, тормозящие образование мочевых камней.
  6. Препараты, улучшающие функции печени.
  7. Средства, влияющие на мускулатуру матки (стимулирующие или расслабляющие).
  8. Средства, регулирующие процессы обмена веществ (гормоны, их аналоги и антигормональные препараты; витамины; ферменты и их антагонисты; средства, влияющие на свертываемость крови, содержание холестерина в крови; неспецифические стимуляторы обмена веществ; препараты, используемые для коррекции водно-электролитного баланса и выведения токсических продуктов).
  9. Препараты, влияющие на иммунитет (иммуномодуляторы и иммунокорректоры).
  10. Антиоксиданты.
  11. Противомикробные, противовирусные, противопаразитарные, противогрибковые средства (антибиотики, интерфероны, антисептики и различные синтетические препараты).
  12. Препараты, применяемые в лечении онкологических заболеваний (в основном это вещества, тормозящие размножение клеток, а также антагонисты некоторых гормонов).
  13. Диагностические средства (рентгеноконтрастные вещества, красители).
  14. Прочие препараты различных фармакологических групп (сахара, сорбенты, фотозащитные препараты; средства для лечения алкоголизма; средства, угнетающие аппетит).

"Конечно, существует перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Однако не надо забывать и о Федеральном законе от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ст. 55, пункт 7), согласно которому аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать:

  • изделия медицинского назначения;
  • дезинфицирующие средства;
  • предметы и средства личной гигиены;
  • посуду для медицинских целей;
  • предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет;
  • очковую оптику и средства ухода за ней;
  • минеральные воды;
  • продукты лечебного, детского и диетического питания;
  • биологически активные добавки (БАД);
  • лечебную парфюмерно–косметическую продукцию;
  • медицинские и санитарно–просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни", – напомнила Е.Е. Лоскутова.

Многие при формировании лекарственного ассортимента пользуются международной Анатомо–терапевтическо–химической классификацией (англ. Anatomical Therapeutic Chemical Classification System — АТХ). Она подразделяет лекарственные средства на группы, имеющие 5 различных уровней:

  • анатомический орган или система;
  • основные терапевтические /фармакологические;
  • терапевтические/фармакологические;
  • терапевтические/фармакологические/основные химические;
  • по химической структуре.

УПРАВЛЯЕМ СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА

Управлением ассортиментом товара называют деятельность по формированию, поддержанию и совершенствованию ассортимента товаров с целью обеспечения рентабельности торговли.

Когда маркетологи говорят про управление ассортиментом, то обращают внимание на три главных момента этого процесса:

  • установление требования к понятию о рациональности;
  • определение рациональной политики;
  • формирование самого ассортимента.

Установление требований рациональности должно идти от потребителя. Поэтому нужно изучать запросы, выяснять, кто является "типичным" покупателем для конкретной аптеки и в зависимости от этого формировать ассортиментную матрицу.

Есть много разных способов определения рациональности ассортимента. Коэффициент рациональности, ориентированный на маркетинговые показатели, — полноту, устойчивость и новизну ассортимента. Шкала, на которой все показатели выражаются в процентах, — высокий, низкий или средний.

Под ассортиментной политикой понимается деятельность по формированию оптимального ассортимента, который работает на удовлетворение социальных запросов населения и экономических запросов аптечной организации.

"Направлений по формированию аптечного ассортимента много. Сокращение, расширение, углубление, стабилизация… В каждом случае есть определенные основания заниматься этим направлением. А изменения, которые хотим получить, связаны как с количественными, так и качественными результатами. Правильно подобранный ассортимент должен находиться под постоянным и пристальным контролем руководителя аптеки и всего коллектива, т.к. именно правильно подобранный ассортимент — залог эффективности работы аптеки".

По материалам конференции ААУ "СоюзФарма" "Аптека сегодня: новые стандарты и правоприменительная практика"

Марина Масляева
21.06.2017
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Сочи
Сочи Экспо
Что происходит на рынке Медизделий
Аптека 2018
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться