Оксана Драпкина, директор НМИЦ профилактической медицины Минздрава РФ, уверена, что нужно серьезно поработать над философией взаимоотношений врача и пациента. Сегодня мы уже уходим от патерналистской модели, когда врач всегда прав, а пациент просто выполняет его рекомендации, не вдаваясь в тонкости. Человек, который приходит к специалисту, изменился: он более информирован, имеет право поменять врача или узнать третье мнение о своем диагнозе, хочет активно участвовать в терапии.
"В лечебном процессе есть три участника: болезнь, пациент и врач. Болезнь и врач на разных полюсах. Важна позиция, выбранная пациентом. Три простых правила: знать, как сохранить здоровье (информационная политика, мед. грамотность); хотеть (мотивация); реализовать эту мотивацию (роль содружества всех ведомств для здоровье сберегающей среды в стране)", — пояснила О.М. Драпкина.
Человеку важны участие доктора, возможность получить ответы на волнующие вопросы, обратиться к нему в любое время. Она отметила, что задача именно медиков — заложить основы доверия. Среди достижений Центра его директор назвала общение врачей с пациентами в социальных сетях, где ведутся прямые эфиры о здоровье на простом языке с обратной связью из разных регионов, и даже возвращение утренней зарядки на "Радио Россия".
На конференции в рамках одного из своих первых публичных выступлений новый председатель Комитета по охране здоровья ГосДумы РФ Дмитрий Хубезов представил свое видение пациентоориентированного здравоохранения.
Если цитировать депутата как законодателя, то необходимо выполнить основные действия по стандартизации этапов развития лечебной организации. Традиционное здравоохранение отличается планированием; контролем и оплатой процессов и объемов медпомощи; контролем не всегда важных для пациента показателей; мониторингом затрат на популяционном уровне. В итоге медицинская организация получает следующие выгоды: эффективность (меньшие затраты для системы здравоохранения за одинаковые результаты) и безопасность. Ценностно–ориентированному здравоохранению присущи:
- контроль конечного результата;
- контроль показателей, важных для пациентов (точность диагноза, выживаемость, качество жизни, время, требуемое для возвращения на работу и пр.);
- мониторинг затрат на индивидуальном уровне.
Выгоды: эффективность (лучшие результаты для пациентов) и безопасность. Если приводить слова Д.А. Хубезова, как "человека с земли" (по его выражению), плотно занимавшегося развитием пациентоориентированного здравоохранения, то сейчас, во время ковида, как раз и надо развивать эту модель. "Для меня это совокупность четко прописанных, измеряемых критериев, выстраивание внутрилечебной организации системы, крутящейся вокруг человека, следование определенным стандартам предоставления помощи, управления. Человекоцентричная модель — это и вид из окна палаты пациента, и внутренняя культура персонала", — сказал парламентарий.
Вице–губернатор, министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик–Гусейнов ответил на вопрос, почему только 30% граждан удовлетворены медпомощью в стране. "Потому что мы с пациентом не разговариваемна понятном ему языке. Зачастуючеловек не понимает, что с ним происходит, не получает внятную инструкцию по применению препарата. В результате с его стороны возникают непонимание и агрессия", — пояснил он. Только наладив коммуникацию, можно повысить процент удовлетворенности мед. услугами.
Д.В. Мелик–Гусейнов подчеркнул, что в стране на законодательном уровне не определено, кто отвечает за здоровье человека. "Почему в пандемию такой высокий процент антиваксеров? Я получаю по 500-600 сообщений в сутки от противников куар–кодов и вакцин, и в каждом из них практически читается: а вы возьмите на себя ответственность за мое здоровье, тогда я пойду и привьюсь. Врач лечит, но ответственность за здоровье лежит на самом человеке", — сказал вице–губернатор. Он добавил, что есть три фактора, обусловливающие смертность: генетический; то, на что может повлиять медицина; и в середине — социокультурный фактор в жизни человека (общение, ценности, питание и пр.). Воздействуя на последний, можно воспитать ответственность за себя и свое здоровье.
Итоги дискуссий конференции лягут в основу программы "Здоровое общество" предстоящего Российского инвестиционного форума.