Свежие статьи подрубрики фармобразование:

 
Баннер_РЕГЛЕК
Саммит2020_баннер
FarmLogic
GMP_баннер
Баннер_Волгоград
   

ОТ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КРАФТОВОМУ

Как они трансформируют образовательные программы и подходы к обучению с учетом тех потребностей, которые есть сегодня на рынке труда? Эти вопросы обсудили на организованном Ассоциацией независимых аптек (АСНА) круглом столе "Портрет отрасли: от основ к реалиям и будущему" в рамках Петербургского международного форума здоровья.

Фармацевтическая отрасль изменились, и образование не может уже оставаться прежним. При этом система образования инертна и консервативна. Цикл подготовки кадров для фармотрасли с нуля составляет семь лет. Это долго для быстрорастущего рынка: кадров требуется все больше.

Юлия Ильинова, проректор по учебной работе СПХФУ, к.фарм.н., говоря о том, как может реагировать на запросы рынка образовательная отрасль, отметила, что нужно ответить на три вопроса. Первый — сколько фармотрасли нужно кадров?

"На протяжении нескольких лет мы отмечаем тенденцию снижения контрольных цифр приема на бюджетные места обучения по специальности "фармация". В частности, в 2018 г. в Санкт–Петербурге были в два раза снижены контрольные цифры приема. Если было 85 мест, а сейчас 45, то мы выпустим на рынок труда фармацевтов в полтора раза меньше точно", — рассказала Ю. Ильинова. Прежняя система подготовки фармкадров не соответствует во многом тем требованиям, которые предъявляет сегодня рынок. К примеру, вопросы фармацевтического консультирования и информирования только недавно появились в учебных планах.

Второй вопрос — есть ли гарантия, что выпускники придут работать на те предприятия, где на них рассчитывали? И здесь, по словам Ю. Ильиновой, хорошо работает механизм целевого приема (поступление на бюджетные места) и целевого обучения (это заказ от работодателя). Последний прописывает условия в договоре: будущий специалист обязан отработать от 3 до 5 лет, и заказчик сможет вернуть свои расходы, если обучающийся будет отчислен за неуспеваемость или не пойдет работать по полученной специальности.

И третий вопрос — как изменять учебные планы? По данным исследования ситуации на рынке труда, проведенного СПХФУ, сегодня в Петербурге работает порядка 17, 5 тыс. специалистов с фармацевтическим образованием, из них одна половина — специалисты со средним и вторая половина — с высшим профессиональным образованием. Самое большое количество специалистов занято в маркетинге, продажах, снабжении и закупках, контроле качества, производстве лекарственных средств, все остальные — в управлении, администрировании, госзакупках, исследованиях, регистрации, фармаконадзоре.

"Видя такое распределение сил и зная, что система образования находится в жестких рамках образовательных стандартов, чему учить?" — задалась вопросом представитель СПХФУ. В образовательном стандарте по фармации, один из разработчиков которого Санкт–Петербургский химико–фармацевтический университет, появилась некая гибкость и свобода, позволяющая адаптировать образовательные программы под потребности работодателей. Важна и форма подготовки кадров: применение дистанционных форм обучения, электронное образование. Сегодня уже существует крафтовое образование, т.е. штучная подготовка специалистов, у которых есть индивидуальная образовательная траектория.

Проректор по учебной работе СПХФУ рассказала о системе аккредитации специалистов. Приказом Минздрава России №1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" были установлены новые сроки проведения процедуры аккредитации. Если сертификат специалиста был получен до 1 января 2016 г., то в следующий раз специалист может получить сертификат, а не аккредитацию. Если сертификация пройдена после 1 января 2016 г., то дата аккредитации такого специалиста — это дата истечения срока его сертификата. Если специалист захотел изменить свой профиль специализации, пройти переподготовку и получить сертификат провизора–технолога, например, то после 1 января 2019 г. такие специалисты попадают в систему аккредитации (раньше это было возможно сделать без аккредитации в рамках профессиональной переподготовки).

Аккредитация для практикующих специалистов будет существенно отличаться от той, которую проходят выпускники (они сдают госэкзамены в виде собеседований и проверки практических навыков, потом через неделю все то же самое сдают в рамках аккредитационного центра с огромной комиссией из работодателей).

Так вот для практикующих специалистов этапа проверки практических навыков не будет. Чтобы быть допущенным к системе аккредитации, необходимо подать в аккредитационный центр портфолио, подтверждающее набранные баллы в объеме, равном или более 250 так называемых кредитов. Эти баллы должны копиться на протяжении 5 лет (в т.ч. 36 образовательных кредитов и 14 с образовательных мероприятий). "Мы уже аккредитовали два выпуска провизоров (у СПХФУ есть свой аккредитационный центр). Это непростая процедура, но бояться ее не стоит, в т.ч. и действующим специалистам", — уверила Ю. Ильинова.

ЛОДКА СО МНОЖЕСТВОМ ВЕСЕЛ

Если есть желание экспериментировать в образовании, необходимо выйти из жестких рамок, регламентирующих обучение в фармотрасли, уверена Елена Лазарева, директор АНО организации дополнительного профессионального образования "Учебный центр "Доктрина". То есть базовые знания отдать академическим коллегам, а особенности их использования — учебным центрам.

Она не сомневается, что за будущим в образовании игровой контент, чат–боты, которые заменят педагогов, адаптивное образование, нацеленное на конкретного человека и его способности, новые профессии. Так, недавно появились аналитики цифрового следа (фиксики) — это люди, которые анализируют цифровой путь, приемлемый для конкретного обучающегося.

Сегодня у аптечных сетей уже нет задачи обучать своих специалистов только ассортименту, есть необходимость преподавать технику и психологию продаж в конкретных ситуациях, когда перед первостольником стоит покупатель со своим списком, настроением, задачей и желанием выгодно купить. Как научить и подстроить первостольника под любого клиента? Надо дать ему базовые знания, которые он использует в конкретной ситуации как готовый инструмент, при этом ничего не додумывая и не адаптируя.

Она подчеркнула, что должна быть система мотивации (и это не 100 руб. за просмотр вебинара). Поощрять нужно только за результат и мотивировать коллектив аптечной организации в целом, всех, кто идет к результату. Мотивация должна быть не только на обучение, но и на использование приобретенных знаний. "Нельзя хотеть от обучения увеличения продаж. Увеличение продаж — это лодка, у которой много весел, одно из них — обучение, другое — маркетинговые акции, третье — мотивация на использование знаний", — отметила директор учебного центра.

"Обучение должно быть легким, гибким, игровым, эмоциональным и… модным. Сделать это в каком-то базовом неигровом формате невозможно", — считает Е. Лазарева.

15–20 минут в день готов тратить современный провизор на повышение уровня своей квалификации. И делать это легко, с любого гаджета из любой точки, желательно в форме мультфильма или квеста, а не тратить время на заучивание текстов.

"Силой заставить человека обучиться невозможно, его надо увлечь. Поглощать знания надо с аппетитом", — резюмировала Е. Лазарева.

Шарафанович Анна
11.12.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Баннер_РЕГЛЕК
Саммит2020_баннер
FarmLogic
GMP_баннер
Баннер_Волгоград
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться