Помогут ли ИТ–решения задачам из области организации?
В Соединенных Штатах каждый год от неточностей в фармакотерапевтической сфере страдает семь миллионов пациентов. А вот в Великобритании, население которой значительно меньше, чем американское, годовое количество лекарственных ошибок составляет… целых 237 миллионов!
Всемирный план безопасности
Причины такого распределения весьма интересны и с большой вероятностью могут быть связаны с особенностями организации национальных систем здравоохранения (включая такую их часть, как фармаконадзор). А вот задача справиться с ними поставлена уже на международном уровне.
Нулевое значение предотвратимого вреда как ключевой принцип в планировании медпомощи и ее оказании — первая из семи стратегических целей глобального плана ВОЗ по безопасности пациентов. Документ, принятый в 2021-м, рассчитан на текущее десятилетие и охватывает период до 2030-го включительно.
Еще одна из стратегических целей мирового плана заключается в том, чтобы медицинские специалисты вносили свой вклад в формирование и применение систем безопасности медпомощи. С данным, пятым пунктом документа, тесно взаимосвязан пункт шестой об обеспечении постоянного обмена информацией и знаниями — также во имя снижения рисков и безопасной помощи пациентам.
Электронный "врач" и "умный" инфузомат
Выполнение задачи номер шесть включает в себя пять шагов:
- отчетность по случаям в области безопасности пациентов и способные обучаться системы;
- инфосистемы по вопросам безопасности больных;
- системы, наблюдающие параметры безопасности для пациента;
- научно-исследовательские программы по безопасности лечения;
- применение цифровых технологий для защиты больных от вероятных рисков.
В частности, сегодня изучается возможное использование ИТ в медицине для профилактики ошибок в фармакотерапии. Среди известных вариантов:
- система электронных назначений врача (с программами, поддерживающими принятие решений);
- "электронная" раздача лекпрепаратов;
- штрихкодирование медикаментов;
- "умные" инфузоматы;
- "сверка" врачебных предписаний.
Возможности и вопросы
Предполагается, что программы электронных назначений сберегают время врача, "подсказывают" ему дозировки и пути введения препарата, а также сообщают о хронических болезнях конкретного пациента. Кроме того, "электронная рецептура" информирует лечащего доктора о возможных лекарственных взаимодействиях (если больной страдает другими патологиями и получает медикаментозную терапию для их лечения) и стандартизирует врачебные предписания.
При всех возможностях современной программы нельзя не отметить и факт, лежащий вне сферы технологий: вопрос об "оптимизации" рабочего времени для врача или фельдшера в значительной мере обусловлен дефицитом медицинских кадров. Решение данной проблемы — скорее в организационно-экономической области.
Устройство–распределитель лекарств (его называют также автоматизированным раздаточным шкафом) — еще один электронный аппарат, предполагающий снижение числа фармакотерапевтических ошибок. Сегодня он может быть снабжен современными технологиями доступа к медикаментам: в некоторых случаях, прежде чем выдать назначенное средство, инфосистема потребует разрешения от клинического фармаколога. Работа с раздаточными шкафами может базироваться также на штрих–кодах, что дает возможность отслеживания "входа" и "выхода" — электроника сможет узнавать, как пополняются и расходуются лекарственные запасы.
"Умный" инфузомат — это инфузионный насос с встроенным специальным ПО. Программный продукт должен сообщать оператору о тех случаях, когда параметры внутривенной терапии начинают отклоняться от предварительно установленных. Задачи вычисления терапии и настройки инфузомата — довольно непростые.
Электронные назначения и поддержка инфузионной терапии являются процессами более сложными, чем функционирование той же системы маркировки. Поэтому в их применении не исключена возможность различных сбоев.
Научный подход и правовой аспект
Сегодня искусственному интеллекту (ИИ) пытаются поручить также научно–исследовательские задачи. Например, обобщение и формулирование критериев определения препаратов, опасных для пожилых пациентов, — или, напротив, полезных и применимых для них. В числе обоснований применения ИТ в данном вопросе отмечается большой массив опыта, наработанного медицинской наукой.
Интересен и опыт применения электронных программ в фармаконадзоре, а именно — в процессе выявления побочных эффектов у пациентов. Коллектив ученых–исследователей задал электронной программе ряд параметров-триггеров у больных, принимающих препараты–антикоагулянты (например, противопоказания, назначение офф–лейбл или опечатки в документе). Машинные расчеты и прогнозы перепроверялись вручную.
В результате по событиям–триггерам было выявлено в 15 раз больше неблагоприятных реакций, чем методом спонтанных сообщений. Данный факт может являться в первую очередь, не вехой развития ИИ, а результатом научной работы.
Успех применения разработанного исследователями инструмента с большой вероятностью может говорить о следующем: есть необходимость совершенствовать организацию информирования о нежелательных явлениях в процессе медикаментозной терапии. Т.е. процедура подачи данных о побочном действии того или иного лекарства должна стать максимально комфортной и безопасной для медработника, включая в т.ч. область права.
По материалам конгресса "Безопасность фармакотерапии 360°: Noli nocere!"