Суть изменений, с которыми можно подробнее ознакомиться на официальном портале готовящихся юридических актов, заключается в следующем. Сегодня для работы на "скорой" нужен не только диплом медвуза, но и документ о прохождении ординатуры или интернатуры по соответствующему направлению. Хирурги, терапевты, педиатры, врачи общей практики и анестезиологи-реаниматологи, ранее обучившиеся в интернатуре или ординатуре по своим специальностям, могут пройти курс переподготовки. Данные требования предложено отменить, чтобы трудиться в службе "03" смог любой выпускник–медик (за исключением стоматолога).
Вслед за приказом №206н
Сам профстандарт для врача скорой медпомощи был утвержден чуть менее шести лет назад — весной 2018-го. Если обсуждаемые сегодня поправки будут одобрены, новый документ обретет юридическую силу с первого дня осени нынешнего года, а его действие продлится до первого сентября 2030 г.
С правовой точки зрения обсуждаемый нормативный акт — логическое продолжение прошлогоднего приказа Минздрава №206н, обновившего квалификационные требования к медикам и фармработникам с вузовской подготовкой. Согласно данному документу, врачами выездных бригад "03" могут вправе быть выпускники лечебных факультетов и факультетов педиатрии, завершившие свое обучение после 1 сентября 2023-го. Первые такие специалисты получат свои дипломы этим летом.
Но когда речь идет о "скорой помощи", одной юридической основы может оказаться мало: на спасение жизни больного способна повлиять даже самая, на первый взгляд, незначительная деталь.
9,6 тысяч на всю страну
Численность врачей "скорой" с 2014 года действительно резко сократилась. Десять лет назад их было чуть менее четырнадцати тысяч на всю нашу страну, в "ковидном" 2022-м осталось и того меньше — всего 9,6 тысяч.
Возможно, одной из причин действительно стала сложность допуска к профессии. Одной, но едва ли единственной. Первый фактор риска буквально лежит на поверхности.
Страховые принципы плюс кадровый дефицит
С 2013 года "скорая" была передана в систему ОМС и, как сообщали сами медики, эти организационные перемены привели к серьезному изменению условий труда. Среди возникших сложностей медработники называли, в том числе, штрафы за неточности в оформлении карт вызова и затруднения с оплатой вызовов к тем пациентам, у которых не оказалось при себе страховых полисов.
Второй фактор — как ни странно, сам дефицит кадров в службе "03". Многие врачи и фельдшера не приходят в экстренную службу, потому что понимают: работать придется в одиночку. Как рассказывал прессе в 2018 г. сопредседатель профсоюза медиков "Действие" Андрей Коновал, более половины бригад "скорой" не укомплектованы. На вызовы врач или фельдшер ездит только с водителем. А к пациенту идет один.
Кто поможет единственному медработнику — члену бригады нести носилки с больным, которого необходимо экстренно госпитализировать?
Хорошо, если соседи смогут откликнуться сразу. А если их нет дома (или их состояние здоровья не позволяет помочь перенести пациента) и драгоценное время будет упущено? Как оказать те виды экстренной помощи, которые собственными силами выполнить невозможно (например, некоторые реанимационные мероприятия)?
Нехватка врачей в поликлиниках бьет по "скорой"
Третьим фактором риска медики справедливо считают недостаток кадров в других звеньях системы медпомощи. Когда больной долгое время не может попасть на прием к врачу в поликлинике (или прием на плановую госпитализацию откладывается из-за дефицита мест), его самочувствие может серьезно ухудшиться. Вплоть до необходимости вызова "03".
Если в этих обстоятельствах что-то пойдет не так, боль и отчаяние пациента и его близких могут выплеснуться на единственного специалиста, который все же оказался рядом и старается помочь. Но легко ли оказать помощь под градом оскорблений, а иногда и физического воздействия?
Здоровье и зарплаты
Никуда не исчезли и постоянные переработки, и хроническое переутомление. Как замечает глава профсоюза "Фельдшер.ру" Дмитрий Беляков, даже в столице сегодня трудится всего около 700 бригад на выезд вместо необходимой тысячи.
В сельской же местности — сильный дефицит таких бригад, комментирует Андрей Коновал. Чаще всего на вызовы к экстренным пациентам на селе ездит один фельдшер.
Медработники убеждены: острота кадрового вопроса связана не с ординатурой, а с перегрузками и низкими зарплатами. В некоторых регионах средняя зарплата фельдшера "03" — 30-36 тысяч рублей в месяц. Достаточно ли такой суммы для нормальной жизни, вопрос, как говорится, риторический.
Примерная зарплата врача "скорой", отмеченная в пояснительной записке к подготовленному Минтрудом приказу, также не вызывает особого оптимизма: минимум — двадцать тысяч, максимум — сто тысяч. С учетом специфики труда на «03» и его жизненной важности для каждого даже максимальная из приведенных цифр едва ли достаточна.
"Все мы когда-то ничего не могли"
Численность кадров — только часть решения задачи. Не менее важны условия труда и надлежащая подготовка. Конечно, в распоряжении вчерашнего студента, а сегодня — начинающего врача действительно есть серьезный багаж знаний. Но применять свои знания на практике молодой доктор еще не умеет. И научится далеко не за один день.
Вспомним хотя бы эпизод из советского фильма "Медовый месяц", где терапевт, юная выпускница медицинского вуза, отправляет всех без исключения пациентов в районную поликлинику. К счастью, ей повезло оказаться под руководством опытной и внимательной старшей коллеги, которая помогла ей понять, что "стартовые" трудности — явление временное: "Все мы когда-то ничего не могли…"
С момента, когда кинофильм вышел на экраны, прошло почти семьдесят лет, однако человеческая психология осталась прежней, включая механизмы приобретения различных умений и навыков. Теоретические знания все так же требуют серьезного практического закрепления. Особенно если речь идет о "скорой помощи", где дорога каждая секунда и нет ни малейшего времени на сомнения и неточности.
Врач обязан уметь принять роды, интубировать трахею, поставить катетер в вену или мочевой пузырь, провести иммобилизацию пострадавшим с травмами позвоночника или таза… До 2016 года этому обучали во время интернатуры, опять же под длительным руководством и контролем специалистов-практиков (позднее данные функции взяла на себя ординатура). Если выпускник окажется лишен подобного наставничества, риски для пациента достаточно велики.
Комментарии врачей и статистические данные приводят к неутешительному выводу: по всей видимости, саму "скорую" нужно срочно спасать. Вопрос остается в точном и быстром выборе методов экстренной помощи.