Свежие статьи подрубрики вопрос-ответ:

 
EFF_ban
Pharma21_ban
AS21_ban
ENDO21_ban
Профмитинг
Farmapak

ВОПРОС — ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ

Если организация не успеет изменить с 01.01.21 обязательный реквизит о применяемом режиме налогообложения, то каков будет порядок привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ — один штраф на юридическое лицо или несколько штрафов на юридическое лицо за каждое обособленное подразделение или за каждую кассу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пользователь онлайн–кассы при наличии вины может быть привлечен к административной ответственности по каждому выявленному факту неверного указания применяемой им системы налогообложения в выданном при расчете кассовом чеке.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ "О применении контрольно–кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее — Закон о ККТ) контрольно–кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.

Это значит, что в общем случае при осуществлении расчета пользователь обязан выдать (направить в электронной форме) кассовый чек или бланк строгой отчетности покупателю (клиенту). В таком кассовом чеке или бланке строгой отчетности в составе обязательных реквизитов должна указываться применяемая при расчете система налогообложения (п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ).

Отражение в кассовом чеке пользователем ККТ системы налогообложения, отличной от применяемой, является нарушением законодательства Российской Федерации о применении ККТ и влечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (письма ФНС России от 03.12.20 №АБ-4-20/19907@ и от 28.10.19 №ЕД-3-20/9349@, смотрите также Энциклопедию решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ).

Напомним, речь идет о предупреждении или наложении административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от полутора тысяч до трех тысяч руб.;
  • на юридических лиц — в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Привлечь к ответственности за несоблюдение требований к ККТ в силу ст. 4.5 КоАП РФ налоговые органы могут не позднее одного года с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений, по которым срок давности исчисляется с момента их выявления). При этом срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не должен истечь на момент вынесения постановления о привлечении к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Порядок проведения проверок за применением ККТ определен Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.11 №132н (далее — Регламент №132н).

Основанием для начала проведения инспекторами проверки соблюдения законодательства о применении ККТ является поручение, подписанное руководителем налогового органа или его заместителем. Срок проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) инспекции и не может превышать пяти рабочих дней. Этот срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) инспекции на проведение проверки (п. 19 Регламента №132н). Периодичность проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ не установлена ни Законом о ККТ, ни Регламентом №132н (смотрите также Энциклопедии решений. Основание, периодичность и сроки проведения проверок применения ККТ и Предъявление поручения на проведение проверки применения ККТ).

На наш взгляд, указанные формулировки на дают однозначного понимания содержащих их норм.

В письме ФНС России от 07.12.17 №ЕД-4-20/24899 налоговики, говоря о непривлечении к ответственности после формирования чеков коррекции, указывают: в случае выявления налоговым органом не переданной информации о расчетах пользователь ККТ может быть привлечен к административной ответственности по каждому выявленному факту. О том, что основанием для составления протокола может явиться один реквизит в одном чеке, можно судить, например, по постановлению Девятого ААС от 26.08.20 №209АП-386070).

Иной подход применен в постановлении Восьмого ААС от 24.05.19 №08АП-185/19 — в нем речь шла о ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, но интересно оно в связи с трактовкой неприменения ККТ. По мнению судей, это - длящееся правонарушение. Тем самым искусственное разделение единого правонарушения на эпизоды и вынесение административным органом постановлений о назначении административного наказания за каждый день неприменения ККТ является неправомерным. Возможно, так же будут суды рассматривать и споры по применению ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Еще хотим обратить внимание на постановление Девятого ААС от 15.07.20 №09АП-27914/20, в котором суд поддержал налоговый орган, приняв во внимание еще и то, что пользователь не прекратил противоправное поведение и не смог в связи с этим смягчить вину.

И мы сейчас даже не о той возможности, которая предоставлена примечанием к ст. 14.5 КоАП РФ (добровольно устранить нарушение до обнаружения его налоговым органом, сформировав чек коррекции), а о необходимом условии применения мер ответственности: должна быть доказана вина привлекаемого лица (ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ).

Чиновники пока не прокомментировали отношение контролирующих органов к соблюдению требований законодательства о применении ККТ в ситуации, когда произойдет массовая смена систем налогообложения налогоплательщиками.

Применительно к похожему периоду 2018–2019 гг. (когда нужно было изменить ставку НДС) в письме ФНС России от 13.12.18 №ЕД-4-20/24234@ сообщалось: отсутствием вины может считаться применение пользователями после 01.01.19 ККТ с необновленным программным обеспечением до момента соответствующего обновления при условии, что оно будет произведено в разумный срок, не выходящий за пределы первого налогового периода по НДС. Тем самым, по мнению налоговиков, необновление программного обеспечения ККТ после указанного срока может свидетельствовать о бездействии пользователя либо принятия таким пользователем недостаточных мер по соблюдению требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники. А это подтверждение его вины в совершении правонарушения. В связи с этой точкой зрения приведем решение АС Оренбургской области от 13.02.20 №А47-15360/2019 — в нем пользователь был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (неверная ставка НДС в кассовых чеках за несколько дней) с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Допускаем, что этот подход будет применен и в связи с отменой ЕНВД; тогда в отношении пользователей ККТ на протяжении какого-то промежутка времени после окончания моратория на проверки не будут применяться "драконовские" штрафы. Но еще раз повторим: мы пока не располагаем официальным подтверждением этого.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ольга ВОЛКОВА
www.garant.ru

Гарант
12.02.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
EFF_ban
Pharma21_ban
AS21_ban
ENDO21_ban
Профмитинг
Farmapak

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться