11.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
11.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Здравоохранение // Заболевания

Аллергология и иммунология: терапия должна быть доступной

В последнее время в аллергологии и иммунологии существенно обновилась терминология, в частности, стали упоминать Т2-иммунный ответ, Т2-воспаление и Т2-ассоциированные воспалительные заболевания.

О том, что это такое, и как связаны между собой такие заболевания, как бронхиальная астма, атопический дерматит и хронический полипозный риносинусит, рассказывает Наталья Михайловна Ненашева, заведующая кафедрой аллергологии и иммунологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава РФ, проф., д.м.н.

Ненашева Наталья

Наталья Михайловна, с чем связано возникновение новых терминов?
— Исключительно с тем, что мы стали больше узнавать о патогенезе ряда болезней, в частности, воспалительных, аллергических заболеваний. Т2–воспаление играет ключевую роль в патогенезе таких заболеваний, как атопический дерматит (АтД), аллергический ринит, хронический полипозный риносинусит (ХПРС) и бронхиальная астма (БА). Почему начали говорить о Т2–иммунном ответе и Т2–воспалении? Дело в том, что в основе воспаления второго типа лежит взаимодействие клеток, как врожденного, так и приобретенного иммунитета, в частности, Т–лимфоцитов–хелперов второго типа, и не так давно открытых — врожденных лимфоидных клеток второго типа, которые и формируют Т2–воспаление. Они активируются и в результате высвобождают целый ряд медиаторов, цитокинов Т2–профиля, таких, как интерлейкин–4, интерлейкин–5 и интерлейкин–13.

Эти интерлейкины активируют так называемые эффекторные клетки, которые непосредственно запускают воспаление: тучные клетки, базофильные лейкоциты, эозинофилы. Эти клетки за счет высвобождения целого ряда своих медиаторов, цитокинов запускают эозинофильное или Т2–воспаление в том или ином органе. Если речь идет об АтД, все эти процессы происходят в коже. В верхних дыхательных путях подобные процессы приводят к аллергическому риниту или хроническому полипозному риносинуситу, а в нижних дыхательных путях может сформироваться бронхиальная астма. Вот откуда появились обозначенные ранее термины и соответствующие им заболевания.

Чаще всего все начинается с АтД в детском возрасте, и у пациентов есть риск развития респираторной патологии, например, аллергического ринита или бронхиальной астмы, а у взрослых — также ХПРС. Заболевания взаимосвязаны, потому что в их основе лежит один тип воспаления — Т2–воспаление. Помимо этого, велик риск появления сопутствующего Т2–заболевания у того лица, которое уже имеет одно из представленных заболеваний. Иногда заболевания встречаются одновременно у пациента, они коморбидны, но все начинается с АтД. Поэтому, когда назначается лечение, то должна учитываться коморбидность и сопутствующие Т2–ассоциированные заболевания.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее об астме и ХПРС. Какова основная причина развития данных заболеваний?
— Подобная комбинация чаще встречается у взрослых. У детей же чаще встречаются АтД в сочетании с БА. Приблизительно 20% пациентов с ХПРС могут иметь также БА. Во взрослом возрасте все может начинаться с ХПРС и с вероятностью до 60% в будущем у пациента может развиться астма. Если же первое заболевание у пациента — бронхиальная астма, то с вероятностью 20–40% у него обнаружится также ХПРС. Эти заболевания взаимосвязаны, так как в их основе лежит Т2–ассоциированное воспаление, о котором я говорила ранее. Считается, что причиной 80% случаев бронхиальной астмы, особенно тяжелой, а также ХПРС является именно Т2–воспаление.

Оба заболевания являются мультифакторными. Множество факторов приводят к формированию такого иммунного ответа. Гипериммунный ответ, с точки зрения Т2–воспаления, конечно, излишний и требует обязательной коррекции. Что конкретно приводит к подобному иммунному ответу в случае развития БА и ХПРС? Множество факторов, начиная от генетической предрасположенности, заканчивая нарушением барьерных функций слизистых оболочек, что приводит к проникновению в верхние и нижние дыхательные пути целого ряда триггеров, поллютантов, аллергенов, бактерий, вирусов и т.д. Собственно говоря, Т2-воспаление лежит и в основе аллергического воспаления, которое имеет сходство с вышеупомянутыми заболеваниями, все они являются мультифакторными: в возникновении каждого из них участвует большое количество факторов, которые провоцируют гипериммунный ответ второго типа.

Каковы современные представления о механизмах развития АтД? Изменилось ли что–то за последние 5–10 лет?
— За последние 5–10 лет многое изменилось в понимании механизмов развития АтД. Раньше считалось, что АтД — это начало аллергической болезни и с него начинается «атопический марш». Сейчас мы уже понимаем, что все начинается с нарушения барьерной функции кожи, в основе которого лежит генетика, в т.ч. дефицит важного структурного белка — филаггрина: около половины пациентов с тяжелым АтД имеют этот генетический дефект. Нарушенный кожный барьер приводит к тому, что через кожу проникают самые разные агенты, в том числе аллергены (даже пищевые). У детей с подобной проблемой формируется сенсибилизация, в т.ч. пищевая, которая приводит к респираторным проявлениям. Так что это один из ключевых моментов: пусковым механизмом является нарушение барьерной функции кожи, что приводит к трансэпидермальной потере воды, формированию сухости (ксероза) кожи, появлению хронического зуда. А вот в дальнейшем — это стало понятно в последние годы — Т2–воспаление, в частности, цитокины второго типа (интерлейкин–4, интерлейки–13) являются основными "дирижерами", медиаторами кожного аллергического воспаления при АтД. Абсолютное большинство пациентов с АтД (80%) имеют Т2–воспаление.

Какие факторы могут повлиять на частоту обострений заболеваний?
— Любые триггеры, которые приводят к активации Т2–воспаления, обостряют состояние пациента. Если мы говорим про АтД, то "спусковым крючком" может стать все, что может способствовать излишней сухости кожи: механическое раздражение, зуд (расчесывание), стресс, вирусные или бактериальные инфекции, недостаток сна, физическая нагрузка и т.д. То же происходит с бронхиальной астмой — к ее обострениям могут привести аллергены, например: пыльца, стресс, нагрузка, изменение погоды. Избежать всех этих триггеров невозможно, поэтому самая главная задача для предотвращения обострений — добиться контроля над воспалением.

Насколько часто встречаются пациенты с тяжелой формой заболеваний? В какой возрастной группе их больше?
— Атопическим дерматитом чаще болеют дети (до 20%). Взрослые — от 2 до 6–8%. Следовательно, тяжелые формы болезни развиваются чаще всего у детей, но и у взрослых они тоже распространены.

Астма и затрудненное дыхание

Что касается БА, то здесь тяжелые случаи составляют не более 10% в общей структуре заболевания — и у детей, и у взрослых. Как правило, таким пациентам требуются не только местные, но и системные глюкокортикостероиды, которые вызывают большое количество нежелательных побочных эффектов, а пациенты с тяжелой формой заболеваний вынуждены проходить курсы лечения достаточно часто, поскольку одна из характеристик тяжелого течения заболеваний — это частые обострения. Главная задача при лечении — избежать обострений.

Если говорить о терапии данных заболеваний, то какие методы сегодня считаются наиболее эффективными?
— Все зависит от тяжести процесса. Пациенты с легкой и среднетяжелой формой заболеваний хорошо отвечают на местные глюкокортикостероиды — ингаляционные, интраназальные или топические в виде кремов и мазей.

Для пациентов с тяжелой формой заболеваний недостаточно глюкокортикостероидов местного действия, им нужно несколько групп препаратов, зачастую требуются и системные глюкокортикостероиды.

За последние пять лет появились биологические препараты (моноклональные антитела), которые блокируют избыточный каскад ряда интерлейкинов Т2–профиля: интерлейкина–4, 5, 13, а также, в случае аллергической природы заболевания — иммуноглобулина Е, и проводят к редукции Т2–воспаления в коже, респираторном тракте и нормализации барьерных функций. Это еще одно доказательство, изменившее подход к терапии и пониманию генеза АтД: как запускается воспаление, его тип, основные драйверы и основные мишени для терапии. Это все стало понятно за последние годы и в результате чего появилась первая биологическая молекула для лечения АтД — дупилумаб, которая успешно справляется с АтД у детей, подростков и взрослых. Для лечения тяжелых случаев БА, кроме дупилумаба, существуют и другие биологические препараты, направленные против интерлейкина–5 или иммуноглобулина Е.

Аллергология и дыхание

Поделитесь, пожалуйста, опытом успешного ведения пациентов с тяжелой формой заболеваний: в чем, на ваш взгляд, секрет успеха терапии?
— В первую очередь секрет успеха терапии тяжелых форм астмы, АтД и ХПРС заключается в том, чтобы выявить таких пациентов, убедиться в правильности диагноза, доказать, что больной следует всем назначениям, привержен терапии, правильно использует топические мази и ингаляторы… и при этом не получает нужный результат. Далее необходимо определить, что у пациента именно Т2–воспаление, для этого нужно выявить у него маркеры эозинофильного воспаления, повышенные эозинофилы в крови, повышенный оксид азота в выдыхаемом воздухе, связь с аллергенами. Только после этого мы можем рассмотреть и выбрать биологическую терапию: биологические молекулы, блокирующие разные виды интерлейкинов или избыточный иммуноглобулин Е. Очень важно сделать эту терапию доступной. Люди после лечения просто оживают: возвращаются к работе, снова чувствуют запахи, радуются жизни, у них восстанавливается сон и облегчается социальное взаимодействие. У пациентов с ХПРС восстанавливается дыхание и, самое важное — биологические препараты препятствуют развитию обострений.

Какие неудовлетворенные потребности существуют в лечении этих заболеваний?
— Биологическая терапия, естественно, дорогая, и абсолютное большинство пациентов не могут приобретать такие препараты самостоятельно, а получить их непросто. По моему мнению, важной представляется решение задачи доступности этой терапии для тех, кому она показана.

В нашей стране есть все биологические молекулы, зарегистрированные в настоящее время для лечения тяжелой БА, ХПРС, АтД, АР, чем далеко не все страны в мире могут похвастаться. Хотелось бы упростить путь получения терапии пациентам, чтобы они могли проходить ее своевременно и получать препараты длительное время для поддержания контроля болезни. В наших реалиях это возможно, но не очень просто.

Еще один важный момент — не все пациенты имеют именно Т2–воспаление (хотя людей с этим видом воспаления большинство), а существующая биологическая терапия рассчитана только на данный тип воспаления, поэтому необходимо разрабатывать и другие биологические молекулы, чтобы как можно большее число пациентов могло получать терапию таких заболеваний, как АтД, ХПРС и БА.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики заболевания:
Профилактика: задачи врача и пациента

Одна из целей отечественного здравоохранения — увеличение средней продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году. Не последнюю роль в ее достижении играет профилактика заболеваний. Принято считать, что к ней относятся сбалансированное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек и, конечно же, диспансеризацию. Однако на практике эти простые, на первый взгляд, меры не всегда оказывают нужный эффект. Многое зависит не только от мотивации каждого человека, но и от готовности системы здравоохранения посмотреть на профилактику болезней шире.

Герпес-вирусная инфекция - проблема современной медицины

Одной из важных особенностей во взаимодействии организма и окружающей среды является способность его иммунной системы формировать устойчивость по отношению к инфекционной нагрузке, которая в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Появилась определенная возможность прогрессирования различных оппортунистических инфекций, одной из них, самой таинственной, является вирус герпеса.

Мораторий на проверки - причина массового отравления

Необходимо отменить мораторий на проверки бизнеса. По крайней мере, в сферах, где есть потенциальные угрозы жизни и здоровью граждан. В этом уверен заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Алексей Куринный.

 

Иммунотерапия в лечении самых опасных видов рака

На научно-практической конференции ”Избранные вопросы лечения новообразований пищеварительной системы” ведущие эксперты из России и Китая обсудили новейшие исследования в области терапии наиболее тяжелых онкологических заболеваний. 

Стеатоз печени - основа соматической коморбидности

Печень является важным метаболическим органом, и ее активность жестко контролируется инсулином и другими гормонами, а также нейронной системой. Этот орган действует как узел для метаболического соединения с различными тканями, включая скелетные мышцы и жировую ткань. Нарушения обмена веществ в клетках органа приводят к возникновению так называемой жировой болезни печени. Среди причин возникновения недуга наиболее часто встречаются избыточное потребление жиров в пищу, ожирение, сахарный диабет, гипотиреоз, нарушение синтеза гормонов в период менопаузы у женщин, синдром обструктивного апноэ во сне и другие.

Специализированные
мероприятия
Omni farma