25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Аптека сегодня: сохранить себя и ассортимент

Сейчас аптеки оказались в непростой ситуации, причем как самостоятельные единичные, так и крупные сети. Спрос на лекарства снизился не только из–за сезонных особенностей.

Сыграли свою роль и уменьшение доходов населения, и закупка препаратов на волне ажиотажного спроса весной. Текущая обстановка обострила уже имеющиеся проблемы, например, экономические и кадровые. Как удержаться на плаву в трудные времена и сохранить широкий ассортимент по доступным ценам, не прекращая тем самым выполнять свою главную задачу — обеспечение людей лекарствами?

Крупные игроки возможностей не упускают

Даже в этом году аптеки находят возможности для развития. Директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева отмечает, что, как и в прежние годы, количество аптек растет за счет развития федеральных сетей, расширяющих свою географию.

Нечаева Юлия

Лидерами по приросту стали "Апрель", "Имплозия", "Вита", "Алоэ" и "Надежда–Фарм". Меньше всего точек на Алтае, в Калмыкии, Тыве, Ингушетии и в Магаданской области. Больше всего точек фармрозницы в Москве и Московской области, в Ростовской области. В топ-5 регионов с максимальной плотностью аптек вошли Смоленская, Белгородская, Калужская, Курская и Брянская области, а минимум точек на душу населения приходится на Дагестан, Ингушетию, Чечню, Тыву и Бурятию.

Лидерами по выручке на одну аптеку стали Москва (в столице оборот оказался в два раза выше среднероссийского показателя), Санкт-Петербург, Дагестан, Сахалинская и Тюменская области. Большими доходами не могут похвастаться аптеки в Брянской, Ивановской, Кировской, Смоленской и Псковской областях.

Количество аптек за период с 2014 года увеличилось на 17%, а рынок вырос практически на 60% (при этом в упаковках он сократился на 4%). Рост средневзвешенной стоимости упаковки за пять месяцев составил 22%. Показатель превысил 300 рублей, особенно касаемо рецептурных, оригинальных и импортных лекарств, а также не входящих в перечень ЖНВЛП. Главная причина — смещение структуры рынка в пользу дорогостоящих ЛП.

Что касается онлайн–сегмента, то за пять месяцев этого года он увеличился в 1,8 раза, но сейчас большого прироста уже не наблюдается. Потребители часто используют данный канал продаж как средство поиска препаратов.

Доверие и уважение покупателей повысились

Председатель правления РОО "Московское фармацевтическое общество", заведующая кафедрой организации лекобеспечения и фармакоэкономики, заведующая лабораторией фармакоэкономических исследований Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, проф. Роза Ягудина подчеркивает, что за последние годы портрет среднестатистического посетителя аптеки изменился.

Ягудина Роза

Это связано с тем, что доля пожилых пациентов растет, выживаемость и средняя продолжительность жизни людей с хроническими заболеваниями увеличивается, а диагностика улучшается, что делает назначение препаратов персонализированным. Благодаря интернету резко повысилась доступность информации о диагностике, лечении и применении лекарств.

В результате люди, обращающиеся в аптеку, считают себя более подкованными в медицине, хотя на практике самолечение зачастую приводит к негативным последствиям. Но население это не останавливает: по данным исследования Фонда общественного мнения (декабрь 2017 года), 63% респондентов предпочитают лечиться самостоятельно. Если говорить о запросах покупателей, то 56% из них обращаются к фармацевту за конкретным препаратом, а 44% указывают заболевание или симптом. Интересно, что при запросе рецептурного ЛП покупатель в большинстве случаев приобретает то, что планировал изначально, а в случае с ОТС–препаратами на выбор может повлиять рекомендация специалиста первого стола.

Почему люди предпочитают обращаться за консультацией напрямую в аптеку, а не к врачам? Причин несколько: у населения нет барьеров на пути к посещению аптеки, она всегда доступна, в ней можно "спросить" бесплатно, не записываясь на прием. Поэтому, зачастую аптечный работник — первое лицо в белом халате, с которым сталкивается больной человек, когда ему нужна медицинская помощь. Получается, у покупателя есть надежда в профессиональном решении его проблем, связанных со здоровьем.

На работу аптек сильно повлияла пандемия, когда первостольники буквально оказались на передовой в борьбе с коронавирусом, ведь в отличие от медицинской маршрутизации заболевших, которая была ограничена, ничто не препятствовало посещать аптеки таким пациентам, что увеличило риск первостольников заразиться. Помимо ажиотажного спроса в марте–апреле повысилась востребованность аптечных консультаций, а профессиональное уважение со стороны населения к аптечным работникам выросло.

Сегодня аптекам тоже нужна помощь в решении ряда проблем — экономических, кадровых, информационно-правовых и регуляторных. Динамичное развитие канала интернет–продаж постепенно превращает аптеки в пункт выдачи, а использование маркетинговых инструментов с непрогнозируемой эффективностью сильно ударяет по бюджету.

Экономические проблемы требуют совместного с государством решения, считает исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" Мария Литвинова.

Литвинова Мария

Субсидии от регионов заканчиваются, а банки неохотно меняют ставки. Из–за дефицита кассовой ленты ускорился переход на электронные чеки, но эту систему необходимо наладить и поддерживать, что влечет за собой еще один источник расходов. Говоря о динамике продаж, то ажиотажного спроса уже нет, растет кассовый разрыв, при этом платежеспособность населения падает. Кроме того, в аптечном ассортименте широко представлены ЖНВЛП, цена на которые регулируется государством. Поэтому сегодня целесообразно добавить аптекам код ОКВЭД 86, означающий деятельность в области здравоохранения. Сейчас аптеки имеют код 47.73 (розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)), не попадающий под меры поддержки.

Перемены грядут с сентября

Заместитель руководителя — начальник отдела надзора и контроля в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области Виктория Дементьева обращает внимание на важные новеллы нормативно-правового регулирования аптечной деятельности. Рассмотрим главные из них.

Закон

Изменения коснулись лицензирования фармдеятельности: с сентября заявление о ее получении соискатель будет направлять в электронной форме. Для руководителей организаций отменят условие обязательности профильного образования и наличие стажа работы по специальности. Сейчас данные требования выдвигаются как к соискателям, так и к лицензиатам. Останется обязанность заключать трудовые договоры с работниками, у которых есть необходимое образование, аккредитация или сертификат специалиста. Соискателям для ведения фармдеятельности нужно назначить ответственного за внедрение и обеспечение системы качества хранения и перевозки ЛС. Помимо этого, уполномоченное лицо следит и за выполнением стандартных операционных процедур.

По материалам Аптечной секции в рамках XVIII Межрегиональной конференции "Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban