20.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
20.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Аптека // Искусство продаж

Фармконсультирование: о чем надо знать специалисту

Для грамотной консультации аптечному работнику необходимо знать не только лекарственный ассортимент, правила отпуска и хранения, но и особенности применения каждого препарата, его совместимости с другими лекарствами.

Ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова считает главным для фармацевта донести знания в понятной форме и должном объеме, ведь лекарственные средства необходимо правильно использовать, тогда они будут безопасными и эффективными. Прежде всего покупателю нужно знать, как применять препарат и какое у него действие.

Нюансы рецептурного отпуска

Аптеки и аптечные пункты, в том числе входящие в состав медорганизаций, имеют право отпускать безрецептурные и рецептурные препараты, включая иммунобиологические, а при наличии лицензии — наркотические и психотропные лекарства. Аптечные киоски отпускают только безрецептурные препараты. Индивидуальные предприниматели отпускают все, кроме наркотических и психотропных средств.

При реализации рецептурного препарата на бумажном рецепте ставится штамп об отпуске, указывается наименование аптечной организации (если это ИП, то его ФИО), торговое наименование и дозировка препарата, ФИО фармработника полностью, подпись и дата отпуска. Если лекарство выписывается по решению врачебной комиссии, то она ставит на рецептурном бланке соответствующий штамп.

Согласно приказу Минздрава РФ №1093н, отпуск лекарств осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия. С 1 сентября 2022 года пункт об отсроченном обслуживании утратил силу. Оно осталось только для препаратов, медизделий и специализированных продуктов лечебного питания, получаемых по льготе. Лекарства же из минимального ассортимента должны быть в аптеке все время, тогда как раньше надо было обслужить рецепт на них в течение пяти дней.

Препарат отпускается в количестве, указанном в рецепте. Если в нем написано предельно допустимое количество, «первостольник» информирует об этом лицо, предоставившее рецепт, и руководителя соответствующей медорганизации. Далее он отпускает предельное количество лекарства и проставляет соответствующую отметку. Когда у имеющегося в аптеке препарата отличается дозировка, то отпуск допускается, если она меньше выписанной в рецепте. При этом нужно сделать перерасчет в соответствии с курсом лечения. Если же дозировка больше — для отпуска требуется согласие медработника, выписавшего рецепт. На обратной стороне бланка проставляется отметка о том, что отпуск согласован.

Если препарат отпущен не полностью и при этом не относится к ПКУ, на бланке указывается, сколько именно отпустили, а штамп ставится после отпуска последней дозы.

Если курсовое лечение выписано на год, то в рецепте указываются периоды отпуска, а забирается он после отпуска последней дозы. Кроме того, можно отпустить курс препарата сразу на год по согласованию с медработником. На обратной стороне бланка следует это указать.

Что касается рецептов из ветеринарной клиники, то по ним отпускаются лекарства, которые не относятся к ПКУ, антипсихотическим, анксиолитикам, снотворным, седативным и антидепрессантам.

За отпуск рецептурного лекарства без рецепта для должностного лица предусмотрена административная ответственность до 10 тыс. рублей, а для юридического до 200 тыс. рублей. Помимо этого работодатель может привлекать работников к дисциплинарной ответственности.

аптека

Состав и особенности фармконсультации

Для фармконсультирования в аптеке может быть создана специальная зона, в том числе для ожидания потребителей. Важно отметить, что фармработник не вправе скрывать информацию о наличии иных лекарств, имеющих одинаковое МНН, и цены на них.

Большая часть информации о лекарстве размещена на упаковке. На первичной и вторичной указываются наименование (МНН, группировочное, химическое или торговое), а также номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических препаратов) и срок годности. Кроме того, там размещается дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз. На вторичной упаковке находится номер РУ, описывается способ применения, лекарственная форма, условия отпуска и хранения, а также размещаются предупредительные надписи.

Следует отметить, что на упаковках, зарегистрированных по правилам ЕАЭС, не всегда есть номер РУ, однако это не является нарушением. Подлинность препаратов всегда можно проверить через сайт Росздравнадзора.

Покупатель может попросить консультации у первостольника не только для подбора аналога препарата или с целью уточнить информацию, но и в рамках концепции «ответственного самолечения», сформулированной ВОЗ. Согласно ей, пациенты до оказания врачебной помощи могут самостоятельно использовать лекарства, находящиеся в свободной продаже, для профилактики или лечения легких недомоганий. Фармработники могут дать им рекомендации по рациональному приему препаратов, но при этом они не ставят диагноз и советуют только безрецептурные средства для симптоматического лечения.

На первом этапе консультации фармработнику нужно уточнить, был ли поставлен диагноз, и определить проблему посетителя, задав уточняющие вопросы. Нужно обязательно указать на необходимость посещения врача, особенно если есть тревожные признаки (сильная боль, симптомы, длящиеся более 3-7 дней). Если их не наблюдается, а посетитель по-прежнему настаивает на консультации, «первостольник» уточняет особые характеристики пациента (пол, возраст, прием лекарств) и пожелания по лекарственной форме и длительности применения, если речь идет об ОТС-препарате. Затем фармработник на основании ответов формирует предложение. Сначала он называет фармакотерапевтическую группу и объясняет действие предложенного препарата, затем информирует об аналогах, в том числе различной ценовой категории. После того, как посетитель сделал выбор, следует рассказать ему о правилах приема и курсе терапии, возможных побочных эффектах, взаимодействии с пищей и другими лекарствами, правилах хранения в домашних условиях.

Особое внимание следует уделить взаимодействию лекарств как между собой, так и с другими компонентами — пищей, алкоголем, никотином, фитопрепаратами. Также необходимо рассказать посетителю, что запивать препарат следует водой комнатной температуры, причем ее объем должен составлять 100-150 мл. Если необходима другая жидкость — об этом будет сказано в инструкции.

При правильном подходе профессиональное консультирование в аптеке повысит эффективность и безопасность фармакотерапии в целом и в рамках «ответственного самолечения» в частности. Кроме того, оно поднимет уровень лояльности посетителей аптеки к ее специалистам, а значит, положительно повлияет на имидж и конкурентоспособность.

Источник:

.

Чугунова Валентина Августовна, ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»

По материалам вебинара «Соблюдение правил надлежащей аптечной практики в части реализации лекарственных препаратов: отдельные аспекты фармацевтического консультирования и отпуска, в том числе при отпуске лекарственных препаратов по рецептам»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики искусство продаж:
Влияние бренда на капитализацию аптечной организации

Экономические и маркетинговые аспекты бренда являются важными параметрами успешного позиционирования продукта на рынке. Термин "Бренд" является маркетинговым понятием, за которым стоит не просто торговая марка, а целостная концепция и имидж продукта/компании. Надо отметить, что не каждая ТМ может быть названа брендом.

Эффективные онлайн-решения для увеличения аптечных продаж

В Санкт–Петербурге состоялся очередной ежегодный Профмитинг — встреча представителей аптек Санкт–Петербурга и Северо–Западного региона с поставщиками фармпродукции из разных регионов страны. 

Диалог в аптеке: что поможет специалисту быть верно понятым

Умение убеждать, а точнее — быть услышанным, играет огромную роль и в медицинской, и в фармацевтической практике. Построение диалога с посетителем аптеки — это не только поприветствовать и ответить на вопросы посетителя аптеки, сфера применения коммуникативных навыков в действительности гораздо шире.

Цифровизация аптечного бизнеса: тренды и новые решения

Сейчас невозможно представить бизнес–процесс без цифровизации, а прошедшая пандемия ускорила ее внедрение в фармотрасли. Автоматизация управления, заявок, поставок и продаж, а также сервиса обслуживания покупателя становятся важным условием конкурентоспособности.

Тонкости работы аптеки в онлайне

Дистанционная продажа лекарств сегодня — неотъемлемая часть работы аптек. Какие законодательные нюансы следует учитывать, рассказывает юрист практики "Фармацевтика и здравоохранение" юридической компании "Пепеляев групп" Таисия Кубрина.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024