Статьи подрубрики продвижение лс:

 
Digital_06
Казань_июнь
АПТЕКА_баннер
MedBeauty_ban
   
   

ФИНАНСЫ ТРЕБУЮТ ЗНАНИЙ И ОПЫТА

И в этом случае большую ценность приобретает опыт других участников — представителей аналитических и фармацевтических компаний, профессиональных ассоциаций и непосредственно финансовых директоров.

Фармрынок вышел на дистанцию

Говоря о ценовых особенностях фармрынка, гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что сейчас влияние на него сезонных всплесков значительно снизилось, гораздо больше рынок и продажи определенных групп лекарственных средств зависит от уровня заболеваемости коронавирусом.

Шуляк Сергей

В прошлом году инфляция была одним из факторов роста рынка, она составляла 7,30%, а в нынешнем году инфляция на ЛП в целом отсутствовала, и ее рост начался только осенью. В октябре заметно вырос уровень потребления в упаковках, но за 10 мес. упаковки все равно в минусе — 7,9%. Средневзвешенная стоимость упаковки выросла до 265 руб., при этом часть населения не имеет достаточно средств для приобретения всех нужных препаратов. По предварительным прогнозам на ближайший год рост рынка составит приблизительно 8%.

Развитию рынка поспособствовала и дистанционная торговля безрецептурными препаратами, получившая официальный статус в прошлом году. Руководитель финансовой функции "Вифор Фарма" Владислав Мельник напоминает, что сегодня разрешена дистанционная торговля ОТС–препаратами, по состоянию на 25 ноября нынешнего года Росздравнадзор выдал 396 разрешений на это. Онлайн–продажи Rx–препаратов пока запрещены, их можно только забронировать и потом получить в аптеке. Дистанционная торговля обозначила новые проблемы. Во–первых, фармрынок отличается консервативностью, и в новых условиях ему приходится конкурировать со стремительно развивающимися маркетплейсами. Во–вторых, в большинстве заказов безрецептурные ЛС сочетаются с рецептурными, что делает невозможной доставку общего заказа. Кроме того, не решен вопрос соблюдения температурного режима и качества, а также ответственности за доставку, особенно для маркетплейсов.

Маркетплейсы и экосистемы (Яндекс и Сбер) — новые игроки на рынке. При этом комиссия первых колеблется от 5 до 12%, и удорожание дистрибуции, возможно, не уложится в ЖНВЛП наценку. Экосистемы же повышают свою маржинальность через комплексные предложения — онлайн–аптеку и телемедицинские консультации. Еще один новичок — Почта России. Ее госмаркетплейс был запущен в этом году в Поволжье в качестве эксперимента, в следующем году планируется открыть 632 аптечные точки в Приморье и Бурятии, а до конца 2025 г. почта России намеревается начать торговлю в более чем в 25 тыс. почтовых отделениях.

Игроки из других отраслей, недавно пришедшие на рынок, формируют новый формат предложения. Ряд потребителей переключается с традиционных каналов поставок лекарственных средств на новые. В результате рынок станет более фрагментированным, а его инфраструктура — разнообразнее.

Начальник отдела экономики и анализа фармацевтической и медицинской промышленности ГИЛС и НП Разия Солодова подчеркивает потребность рынка в биопрепаратах. Рынок сегодня больше растет в денежном выражении, в упаковках же он стабилен. Основным источником финансирования являются государственные закупки.

Солодова Разия

В период самоизоляции, когда основным каналом потребления стала электронная коммерция, появилась потребность вывести в онлайн и ЛС. Положительной инициативой стало законодательное регулирование онлайн–торговли препаратами — был принят ФЗ–105 "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ФЗ–61 "Об обращении лекарственных средств". Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 №697 решило острые вопросы, связанные с реализацией ЛП при помощи каналов электронной коммерции. Регулятор прописал правила и условия розничной онлайн-торговли, а также требования к продавцам. В июне прошлого года, когда участники получили разрешение на онлайн–продажу и началась дистанционная торговля, объем проданных и доставленных курьерскими службами товаров составил 227 млн. руб. К декабрю 2020 года сумма выросла до 1 млрд. 313 млн. руб. В общей сложности за прошлый год в нашей стране было продано безрецептурных препаратов через интернет на сумму 5 млрд. 627 млн. руб. Средний чек покупки составил 2327 руб. Доля продаж ЛС от общего оборота e-commerce составила менее 0,5%.

Как развивается отечественная фармацевтическая промышленность? По состоянию на 12.2021 на территории нашей страны располагается 531 лицензиат, что соответствует почти 700 производственным площадкам. 376 лицензиатов производят ГЛФ и субстанции, 149 лицензиатов производят только медицинские газы.

Развитию фармотрасли должна помочь и программа "Фарма–2030", основные задачи которой были озвучены на ежегодном форуме "БИОТЕХМЕД" 4 октября 2021 года. Каковы ее основные задачи? Первая задача — национальная безопасность. Необходимо обеспечить импортонезависимость в критических нишах рынка (субстанции, ЛС из списка СЗЛС и ЖНВП, смежные технологии), а также дальнейший рост производственных мощностей в фарме и смежных отраслях. Важна локализация производства субстанций и достижение полного цикла производства по ряду МНН. Следующий пункт — инновационность, включающая в себя появление и реализацию оригинальных ЛП в портфелях отечественной фармы, развитие новых технологий. Еще одна задача — доступ к рынкам, как к отечественному, так и к зарубежным. В первом случае следует обеспечить ценовую доступность и качество ЛС для национальной системы здравоохранения, а для развития экспорта — облегчить процессы регистрации и сбыта отечественной продукции.

Следует уделить внимание регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на ЖНВЛП.

Основные факторы, влияющие на уровень заявленной предельной отпускной цены на лекарственный препарат, включенный в перечень ЖНВЛП:

1.    Цены на референтный лекарственный препарат или максимальный аналог, используемые при расчете заявленной предельной отпускной цены на лекарственный препарат.

2.    "Статус" заявленного лекарственного препарата:

  • первый/не первый воспроизведенный;
  • биоаналоговый;
  • иммунобиологический;
  • орфанный;
  • лекарственный препарат, применяющийся в педиатрической практике.

3. Расчет заявленной предельной отпускной цены на лекарственный препарат с применением формул, указанных в Методике.

4. Уровень цен на аналогичный лекарственный препарат в реферетнтных для России странах.

Р.Н. Солодова также отмечает, что "ГИЛС и НП" как отраслевой институт может поддержать производителей по вопросам экспорта из РФ, R&D, проконсультировать по вопросам регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на препараты перечня ЖНВЛП. Важно и то, что по Постановлению Правительства РФ от 20.09.17 №1135 ФБУ "ГИЛС и НП" Минпромторга РФ определен как экспертная организация для фарм– и медотраслей.

Риски: вовремя подстеленная соломка лучше шампанского

Практически в любом бизнесе неизбежны различные риски. Не все можно предусмотреть, но очевидные из них лучше минимизировать. На какие области фармкомпаниям стоит обратить внимание?

Финансы компании

Партнер "Пепеляев групп" Мария Никонова поясняет, как можно уменьшить налоговые риски при продвижении лекарственных средств. Для того, чтобы снизить риск доначисления НДС по трансграничному договору оказания маркетинговых услуг, в договоре указываем, что услуга по информированию врачей входит в комплекс маркетинговых услуг, направленных на продвижение, и является вспомогательной услугой. Следующий шаг — документы, чье предназначение — подтверждение задачи по продвижению ЛП. Еще для снижения риска в компании должна быть налажена внутренняя политика по взаимодействию со специалистами здравоохранения и разработаны должностные инструкции медицинских представителей.

Как оформить мероприятия по продвижению, когда аптеке компенсируется предоставленная ей покупателю скидка? В виде скидки, премии или услуги? В каждом случае могут быть свои подводные камни. Для скидки потребуется выставить корректировочные счета–фактуры, а компенсация расходов может осуществляться между сторонами, не являющимися сторонами одного договора поставки (например, когда фармкомпания не продает товар аптеке напрямую), из–за чего нет возможности скорректировать цену. Премии, выплаченные "непрямому" покупателю, сложно обосновать с точки зрения налога на прибыль, также есть риск доначисления НДС. Что касается услуги, то продавец может не осуществлять деятельности, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (см. п.5 ст. 38 НК РФ). Учитывая это, выбираем нужный для себя вариант.

Партнер Tax Compliance Андрей Соломяный подчеркивает, что в фармотрасли, как и в других областях, возможны риски претензий в дроблении бизнеса. Чтобы это предупредить, необходимо для начала разобраться, что представляет из себя данное явление.

Признаки дробления бизнеса насчитывают четыре больших группы. К нормативно–правовым относятся использование специальных режимов налогообложения, минимизация уплаты налогов в сравнении с общей системой налогообложения и отсутствие деловой цепи дробления бизнеса.

Управленческая группа включает в себя взаимозависимость внутри группы, наличие единого центра управления, юридические лица и индивидуальные предприниматели не являются самостоятельными субъектами деятельности, а кадровая, бухгалтерская и иная документация участников бизнеса хранится в одном месте.

Финансово–ресурсная и хозяйственно–производственная группы признаков содержат в себе множество важных пунктов, например, резкое снижение доходов участника "раздробленного" бизнеса за счет фактического перевода на другого, вновь созданного участника, одномоментный массовый перевод сотрудников и передача материально-технической базы во вновь созданную взаимозависимую структуру, работники нескольких участников бизнеса находятся в одних помещениях (кабинетах), работают совместно, без фактического разделения на работодателей и т.д. Как видно, этих признаков много, и найти хотя бы один из них при желании можно практически в любой компании.

Налоговые органы увеличивают количество проверок, связанных с использованием схем дробления бизнеса, а также критериев, свидетельствующих о применении налоговой оптимизации. В связи с различными толкованиями признаков дробления налоговыми органами и отсутствием единого подхода на законодательном уровне риски проведения налоговых проверок в настоящее время существенно возрастают.

Менеджер по налогообложению Mazars Антон Левдонский считает важным обозначить вопросы структурирования сделок по приобретению портфелей лекарственных средств.

Приобретение портфелей и продуктов является сложной сделкой с точки зрения права и учета, требующей предварительного планирования. По возможности рекомендуется ставить штаб–квартиру в известность об особенностях учета и налогообложения в России (запрет безвозмездных сделок, невозможность ссылки на договор, стороной которого российский участник сделки не является и т.д.). В частности, необходима разработка позиции по следующим вопросам:

  • Что передает российский продавец (в т.ч. "продавец" в косвенном смысле).
  • Какие выгоды (встречное представление), в какой форме и от кого возникают у российского продавца.
  • Что получает российский покупатель (НМА, забалансовый актив и т.д.).
  • В какой форме, от чьего лица и каким образом рассчитывается российский покупатель.
  • В рамках вопросов выше — имеет ли место несоответствие получаемых выгод и расходов, аллокация выручки за российские активы за рубеж или наоборот, аллокация расходов на российские лица в рамках зарубежной сделки.
  • Оценка формальных последствий, ценообразования и порядка документирования в рамках каждого шага сделки.

Анализ данных вопросов рекомендуется проводить как в контексте сделки в целом, так и в рамках конкретных этапов.

Рутину возьмем под контроль

Словосочетание "ручная работа" сегодня применяется в позитивном ключе только к авторским изделиям. Когда речь идет о деятельности современной компании, то работа вручную часто тормозит бизнес–процессы и не позволяет сотрудникам решать задачи эффективнее. Но теперь все можно изменить благодаря современным технологиям, например, электронному документообороту (ЭДО). Советник генерального директора по организационному развитию Группы компаний "СМ–Клиника" Наталья Рагузова подчеркивает, что при выборе ЭДО для ее компании были важны следующие критерии: множество готовых решений для быстрого старта, гибкие возможности адаптации, многовариантность доступа, комфорт и удобство работы для пользователей. Информационная система должна позволять производить доработки, адаптировать себя под бизнес-процессы компании, а не наоборот. Почему именно ЭДО? Данный способ ускоряет бизнес–процессы внутреннего аудита и улучшает исполнительскую дисциплину.

ЭДО

Кроме того, автоматизация процессов внутреннего аудита, при правильном выстраивании системы внутренних аудитов в целом, помогает построению эффективной системы внутреннего контроля компании, что, в свою очередь, способствует достижению ее стратегических целей, содействует совершенствованию системы корпоративного управления и управления рисками.

По материалам X Форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2020 (организаторы: группа "Просперити Медиа" и портал CFO–Russia.ru)

 

Ирина Обухова
25.12.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

 
Digital_06
Казань_июнь
АПТЕКА_баннер
MedBeauty_ban
   
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться