25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок

Герман Вандышев: "Частный бизнес активно уничтожается"

Не так часто можно встретить крепкие фармацевтические династии, передающие добрые традиции из поколения в поколение. И репутация для них — не пустой звук. Тем не менее путь этих династий на фармацевтическом рынке, и конкретно в рознице, легким не назовешь.

О работе такого аптечного предприятия, его радостях и успехах, проблемах и невзгодах, МА рассказал Герман Вандышев, руководитель коммерческой службы  московской аптеки "Симплекс", расположенной по адресу: ул. Милашенкова, д. 9a.

Герман, как давно работает аптека?
— Аптека ведет свою историю еще с советских времен — с 1966 г. А в 1999 г. она стала частной. Расположена аптека очень удачно — это обособленное здание, которое хорошо видно с проезжей части дороги, в проходимом месте на соединении двух улиц недалеко от ст. метро "Фонвизинская".

Мы предлагаем посетителям не только готовые лекарственные формы и изделия медицинского назначения, но и производство косметических средств и лекарств по индивидуальным прописям и рецептам. И если во времена СССР производственные аптеки не были редкостью, то сейчас на всю Россию их осталось менее 100.

Насколько, на Ваш взгляд, необходим производственный отдел, при нынешнем-то широком выборе готовых лекарственных форм?
— Заводы могут предложить потребителю не все лекарственные формы. Например, сильнодействующие лекарства в виде порошка, которые необходимы детям с определенными заболеваниями. Помимо того, существует много лекарственных форм, эффективность которых доказана десятилетиями еще со времен СССР. И эти препараты до сих пор не имеют заводских аналогов.

Также существует ряд заболеваний, которые требуют индивидуального подхода. И зачастую этот подход как раз и заключается в изготовлении лекарств по индивидуальной врачебной прописи.

Мы решаем довольно серьезные проблемы пациентов. У нас можно приобрести все, начиная от сложных капель в нос и раствора протаргола и заканчивая мазями. В нашей аптеке можно приобрести много редких продуктов, например, средство против меланомы. Этот препарат заказывают клиенты со всей России. Средства от геморроя также являются уникальными. Еще в аптеке есть небольшая, но довольно действенная линейка лечебной косметики. И с такой скрупулезной и важной работой может справиться только квалифицированный провизор.

Познакомьте с коллективом аптеки.
— На данный момент у нас трудятся три провизора высшей категории и четыре фармацевта. У нас есть сотрудники, которые трудятся в аптеке более 20 лет. Это провизоры с огромным стажем и опытом работы, и мы гордимся тем, что на протяжении такого длительного периода они остаются с нами.

VZ0620_Privizor

Наша аптека — семейная. Мне лично близка династическая традиция бизнеса. Я — аптекарь в четвертом поколении, сначала учился на маркетолога в Тимирязевской академии, а сейчас получаю фармацевтическое образование. Еще моя бабушка работала в этой аптеке, а отец Вандышев Александр — выпускник Первого МГМУ им. И.М. Сеченова — стал ее управляющим.

Каких критериев придерживаетесь при приеме на работу провизора/фармацевта?
— При приеме на работу мы обязательно учитываем образование, опыт работы, компетенции и навыки специалиста. У нас работают профессионалы широкого профиля. В первую очередь, специалист должен быть не просто квалифицированным, он должен иметь множество компетенций и навыков, связанных в т.ч. и с производством лекарств. Мы безукоризненно соблюдаем все необходимые требования и формальности, которые касаются квалификации наших сотрудников, по мере необходимости посещаем тренинги и семинары.

VZ0620_Admin

Сейчас часто обсуждается профессионализм аптечных работников и нехватка знаний у молодых фармацевтов. Что Вы об этом думаете?
— Знания приходят с опытом. Молодые специалисты могут привнести что-то новое, но все фундаментальные знания они получают только на практике под руководством опытных провизоров. Тем не менее мы никогда не боялись привлекать к работе молодых специалистов, и многие из них уже не первый год успешно трудятся в нашей аптеке.

Кто являются вашими постоянными клиентами? Часто ли обращаются за консультацией?
— Как я уже отмечал, наши клиенты приезжают в аптеку не только из Москвы, но и из других уголков России. И поскольку многие заболевания не лечатся за один раз, многие из них возвращаются к нам вновь и вновь. Мы готовим множество растворов, которые необходимо принимать регулярно.

В системе СRМ у нас зафиксировано более 60 тыс. клиентов, которые обращаются в наш производственный отдел. Когда люди нам звонят, мы сразу можем проследить историю их заказов, увидеть хронологию заболевания и выявить потребности.

Безусловно, к нам часто обращаются за консультацией, и в этом вопросе наши специалисты руководствуются исключительно профессиональной этикой. Они могут дать совет, который носит рекомендательный характер. Так как подбором лекарств должен заниматься врач.

Как относитесь к набирающему обороты самолечению?
— Конечно, отрицательно. Любой аптекарь вам скажет так же. Наши первостольники могут помочь подобрать препарат, дать рекомендации по применению. В аптеке практикуется индивидуальное обслуживание клиентов, сотрудники каждому стараются помочь. Но важно понимать, что рекомендация в выборе мозольного пластыря или препарата для пациента с хроническими заболеваниями, это две совершенно разные рекомендации. Если первая допустима, то во втором случае брать на себя ответственность специалист не имеет права.

Как выдерживаете конкуренцию с аптеками, которые находятся рядом?
— Думаю, что все–таки одно из наших основных преимуществ — это наш производственный отдел. По моему мнению, этим и обусловлена необходимость наличия и поддержки традиционного аптечного дела. Ведь обычной аптекой уже никого не удивишь. Мы прошли 2000–е гг., когда на каждом шагу открывались аптечные ларьки. А сейчас все заполоняют сети, вытесняя частные аптеки.

Наше основное правило — индивидуальный подход к клиенту. Мы стараемся сделать так, чтобы людям было у нас комфортно, чтобы заказ препарата не становился проблемой. У нас есть свой сайт aptekasimplex.ru, который недавно был обновлен. С помощью него люди находят нас, могут ознакомиться с историей аптеки, ассортиментом. Мы используем любые современные методы, не противоречащие законодательству. Например, для удобства клиентов мы создали на сайте электронную приемную рецептов, что как дополнительный плюс отмечают многие посетители.

Существуют ли у вас дисконт–программы?
— У нас практикуется индивидуальный заказ для постоянных клиентов. Это специальные цены, скидочные программы по предзаказу, что особенно актуально для пациентов с хроническими заболеваниями.

Постоянным клиентам предоставляется скидка. С 9:00 до 12:00 пенсионеры и инвалиды могут получить скидку в размере 5–10%. Мы работаем напрямую с поставщиками на протяжении многих лет, поэтому цены в нашей аптеке более лояльны.

Что–то изменилось в работе аптеки во время недавнего карантина?
— Во время карантина среднее количество чеков за день было равно количеству, которое раньше фиксировалось приблизительно до 13:00. Это было тяжелое время, т.к., несмотря на небольшую выручку, все обязанности по оплате труда работников, налогам никуда не делись, а выжить оказалось сложно. Сейчас ситуация постепенно нормализуется.

Вы готовы к обязательной маркировке?
— К маркировке мы готовы, но мое отношение к ней отрицательное. Я думаю, что проблема, которую пытаются решить, таким путем решена не будет, а маркировка только усложнит жизнь аптек. На данный момент это расходы на подготовку, затраты трудового времени персонала. Регистрация во всех программах, получение необходимых анкет, договоров и разрешений занимает много времени.

В том числе минусом является усложнение процесса для потребителя. После введения маркировки для того, чтобы приобрести препарат, его нужно будет дополнительно считывать сканером. То есть провизору нужно будет сделать намного больше действий. По моему мнению, это несовершенный и ненужный процесс, имеющий много недочетов. Возникнут сложности с препаратами, которые продаются не упаковками, а конвалютами. Например, человеку нужно купить 100 конвалют активированного угля. И каждую конвалюту придется сканировать. Причем как при получении ее от поставщика, так и при реализации клиенту.

Маркировка — это новые программы, новое программное обеспечение, новые устройства. Все это очень большие расходы для аптеки. А для аптек, которые пытаются сводить концы с концами и выжить в конкурентной борьбе с сетями, это лишние траты.

Аптечная организация должна реагировать на спрос, но кто формирует его в большей степени — реклама или медицина?
— Думаю, спрос формируется равнозначно в зависимости от ситуации. Например, если говорить о ситуации с коронавирусом, как только в СМИ появлялась информация, что какое-то лекарство помогает в лечении, спрос на него возрастал.

По моему мнению, когда человек приходит в аптеку, в вопросе консультации нужно руководствоваться как профессиональной, так и человеческой этикой. Мы не вправе навязывать покупку. Но чисто по–человечески можем предложить более действенные аналоги, дать информацию и предоставить выбор.

Как Вы смотрите на то, что, возможно, определенная часть аптечного ассортимента может перейти в торговый ритейл?
— Отношусь отрицательно. Не весь американский опыт хорош. Каждый должен заниматься своим делом. Отпуском препаратов должны заниматься специалисты. Потребитель не должен иметь прямой доступ к лекарствам, потому что в большинстве случаев специалист все-таки предостережет от ошибок, которые повредят его здоровью.

Сейчас многие предпочитают делать заказ на аптечный ассортимент в интернете. Как Вы к этому относитесь?
— Думаю, будет интересно отметить, что в 2000-х именно в стенах нашей аптеки зарождалась нынешняя Аптека.ру, а мой отец является одним из первооткрывателей интернет–аптек России. Тогда все это было в новинку, а наша аптека полностью обслуживала проект. Аптека.ру и Аптека "Симплекс" было одним целым. Но несколько лет назад наше «детище» было продано. И можно сказать, что все–таки на сегодняшний день опыт интернет-торговли еще не доведен до совершенства.

Вот теперь уже разрешена и дистанционная торговля, доставка лекарств населению. Что Вы об этом думаете?— По моему мнению, доставка препаратов на дом нужна. Но сейчас доставку могут осуществлять только сети, имеющие более 10 точек. Учитывая тот факт, что ритм нашей жизни весьма интенсивный, зачастую доставка препаратов — это очень важный критерий при выборе аптеки клиентом.

Но важно понимать разницу между доставкой лекарств из аптеки, где работают специалисты с соблюдением всех норм и правил, и дистанционной торговлей лекарствами со складов и т.п., что, по моему мнению, является недопустимым.

Что нужно аптеке для того, чтобы быть успешной?
— Развитию частной аптеки может помочь только сокращение "самодеятельности, инициативности" и самоуправства надзорных и регулирующих органов. Частный аптечный бизнес активно уничтожается не только со стороны больших сетевых компаний с огромными оборотами, но и со стороны государственных органов.

VZ0620_Proizvodstvo

В 2019 г. наша аптека столкнулась с произволом и беззаконием территориального органа Росздравнадзора и после попытки призвать сотрудников к соблюдению российского закона на нас обрушился весь имеющийся в распоряжении местных контролеров опыт преследования несогласных с политикой. Была предпринята попытка остановить деятельность аптеки, мы были оштрафованы на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб. В аптеку приехали проверяющие из Росздравнадзора, которые вели себя крайне вызывающе. В принципе проверять нашу организацию они не имели права, т.к. аптеке задним числом был присвоен класс опасности, которого не существует.

VZ0620

Наш управляющий написал письмо руководителю Росздравнадзора о том, что просит исключить аптеку из плана проверки. Хочу заметить, что план проверки предприятий на год утверждается заранее, и в этот план нас включили незаконно. Но на следующую проверку, которая прошла через две недели, на штат из пяти работающих вместо двух проверяющих приехало семь (хотя количество проверяющих утверждается заранее). Работа аптеки была парализована.

Большая часть проверяющих была крайне непрофессиональна и предвзята, а в самой процедуре проверки мы зафиксировали различные нарушения. Помимо этого, на сумму 100 тыс. руб. был оштрафован управляющий. Претензия состояла в том, что он не имеет права осуществлять свою деятельность без наличия диплома о высшем образовании. Предоставление диплома Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, многочисленных сертификатов о повышении квалификации не имело никакого значения. Хочу еще раз отметить, что мой отец не просто провизор в третьем поколении. Своим делом он занимается более 25 лет.

В итоге проверки наше аптечное предприятие было оштрафовано на сумму 1 млн руб. Мы считаем, что целью проверки было уничтожение нашей организации. В огромных количествах у нас было изъято сырье, заготовки, несмотря на то что мы все закупаем у проверенных поставщиков и наше производство полностью соответствует необходимым правилам и нормам, начиная от приема заказа у пациента и заканчивая отпуском готового лекарства.

На данный момент мы все еще пытаемся доказать свою правоту и защищаем свои права в судах (более 10 исков и более 40 заседаний). В дальнейшем будем возбуждать дела против контролеров по УК. По моему мнению, в закрытии частных аптек заинтересованы как сети, так и государственные органы. Для нас нет защиты. Но мы пытаемся защитить себя сами и делаем это в суде.

К сожалению, малый частный бизнес уничтожается. И это притом, что мы занимаемся далеко не легким делом. Если говорить о малом предпринимательстве, есть десятки сфер, которые считаются более выгодными и прибыльными и не требуют такого ответственного отношения.

Остается только пожелать Вам добиться справедливости. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, в будущее смотрите с оптимизмом?
— Да, несмотря ни на что, мы продолжаем заниматься традиционным аптечным делом, которое требует высочайшего профессионализма и строгого соблюдения инструкций. Мы понимаем, что от нас зависит здоровье людей, и не можем позволить себе идти на сделки с совестью из–за халатности. Поэтому я надеюсь, что мы все-таки станем победителями в этой нелегкой борьбе.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи рубрики фармрынок:
Аптечный e-com 2024

Дистанционная продажа аптечных товаров прочно вошла в нашу жизнь. Лояльность потребителей, ощутивших удобство и быстроту онлайн покупки, дополнилась доверием регулятора.

Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

"Платиновая унция" назвала финалистов

На итоговом заседании оргкомитета XXIV Всероссийского открытого конкурса профессионалов фармацевтической отрасли "Платиновая унция" объявлены финалисты конкурса и окончательно подтверждено: торжественная церемония награждения победителей состоится 18 апреля в онлайн-формате. Подключиться к трансляции смогут все желающие.

Зимние рекорды: как работал фармпром в январе-феврале

Начало 2024 года ознаменовалось большой активностью национальной фармотрасли, сообщают эксперты-аналитики из RNC Pharma.

АптекаМос: эффективная интернет-витрина для аптеки

В Москве состоялся очередной ежегодный Профмитинг — встреча представителей аптек Москвы и Подмосковья с производителями и поставщиками нелекарственного ассортимента из разных регионов России.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban