Сегодня известно более 80 представителей семейства герпес-вируса, 8 из которых наиболее патогенны для человека, в том числе наиболее распространенные вирусы простого герпеса 1 и 2 типа (ВПГ), опоясывающего герпеса (ветряной оспы), Эпштейна-Барр (ВЭБ), цитомегаловирус (ЦМВ). Причем с вирусом герпеса контактируют абсолютно все население планеты, а носительство ВПГ-1 составляет 100%.
К сожалению, подходы к лечению пациентов с герпесом сегодня значительно различаются. Некоторые специалисты рекомендуют обширный набор медикаментов, в то время как другие игнорируют проблему, утверждая, что герпес — распространенное явление. Третьи в свою очередь предпочитают применять краткосрочные курсы терапии, способствующие лишь устранению острого проявления заболевания. Тем не менее, существует множество нюансов, касающихся диагностики, ведения и лечения герпеса в современных условиях, что делает данную тему актуальной не только для терапевтов, но и для аллергологов, иммунологов и врачей других специальностей.
Так ли прост вирус простого герпеса?
Герпетическая инфекция представляет собой фундаментальную проблему современной медицины. Она способна поражать все органы и системы: инфицирует эритроциты, тромбоциты, лимфоциты и макрофаги, в ассоциации с урогенитальными инфекциями ВПЧ, ЦМВ, хламидиями и микоплазмами способствуют развитию неопластических процессов, в ассоциации с ЦМВ индуцирует процессы атеросклероза, а у ВИЧ-инфицированных вызывает прогрессирование заболевания, активируя геном ВИЧ.
Одной из особенностей взаимодействия герпес-вирусов с иммунной системой организма является их способность приобретать острую или бессимптомную форму, проявляться в виде хронической или медленной инфекции, когда инкубационный период длится месяцы и даже годы, а также иметь прогрессирующее течение с развитием тяжелых клинических симптомов и смерти.
Во врачебной практике разделяют первый клинический эпизод и рецидивирующий герпес. Наиболее распространен ВПГ-1. Он вызывает генитальный герпес, однако преимущественно ответственен за лабиальный герпес. От 15 до 40% инфицированных этим типом герпеса испытывают рецидивы, доставляющие выраженный дискомфорт. Особое отношение ВПГ-1 у пациентов с атопическим дерматитом.
Значительно чаще, чем ВПГ-1, реактивируется ВПГ-2. Для него характерны не длительные периоды латентности, а постоянный динамический процесс взаимодействия с иммунной системой, а также частое вирусовыделение даже при отсутствии клинических проявлений.
Достаточно серьезную проблему представляет и вирус опоясывающего герпеса (Herpes Zoster). Его триггерами являются злокачественные опухоли, иммунодефицитные состояния, состояния после трансплантации солидных органов и костного мозга, аутоиммунные заболевания, психоэмоциональный стресс, инфицирование ВИЧ.
Самая актуальная проблема — это атипичные формы рецидивирующего генитального герпеса (РГГ), которые в значительной степени осложняют постановку диагноза. Клинические проявления ГГ могут изменяться при иммунодефицитных состояниях, при сочетанном вирус-вирусном инфицировании, при бактериально-вирусном поражении. Искажение клинической картины пролонгирует диагностический процесс, препятствует своевременному назначению противовирусных препаратов.
О.И. Летяева, профессор кафедры клинической иммунологии, аллергологии и адаптологии РУДН, рассказала: «Для лечения ВПГ, опоясывающего герпеса и ветряной оспы обычно используются химические аналоги нуклеозидов — ацикловир, валацикловир и фамцикловир. Помимо них свою эффективность в локальной терапии герпеса показал и комплекс природных антимикробных пептидов и цитокинов — Суперлимф, который принадлежит к группе стимуляторов репарации тканей. Он обладает противовирусным, противомикробным, иммуномодулирующим, противовоспалительным и репаративным действием, оказывает прямое ингибирующее действие на репликацию ВПГ. Усиление экспрессии вирусной термидинкиназы Суперлимфом приводит к более эффективному лечению ацикловиром и его аналогами уже в первые сутки после начала терапии. На 57% уменьшалась продолжительность регрессии симптомов, вдвое удлинялись сроки ремиссии».
Препарат показан для комплексного лечения ГГ, в том числе осложненных бактериальной и другими вирусными инфекциями, а также хронического рецидивирующего неосложненного цистита (для удлинения сроков ремиссии). Поскольку герпетическая инфекция — это хроническое заболевание, для большинства пациентов с частыми рецидивами приемлем курс продолжительностью не менее 1 года. Пациентам с герпес-ассоциированной мультиформной эритемой, герпетической экземой Капоши, герпетическим кератитом и с иммунодефицитами, включая ВИЧ, могут потребоваться более длительные курсы терапии.
Лечение наиболее распространенных репродуктивно-значимых инфекций
Один из неприятных нюансов, связанных с ГВИ, это их значимость в репродуктивных инфекциях. Роль ВПГ в развитии бесплодия у мужчин подтверждается высокой распространенностью ДНК вирусов герпеса 1 и 2 типа в сперме бессимптомных бесплодных пациентов и выражается в падении качества эякулята, нарушении подвижности сперматозоидов и изменении их морфологических характеристик.
У женщин отмечается связь герпес-вирусных инфекций с воспалительными заболеваниями органов малого таза. Так, вирус герпеса в 1,5 раза увеличивает риск развития хронического эндометрита. Герпетический эндометрит возникает у женщин, страдающих атипичными и бессимптомными формами генитального герпеса. Клинически он чаще проявляется во II фазе цикла или во время беременности и обусловлен длительной персистенцией вируса в эндометрии. Наиболее часто атипичные формы встречаются у женщин при хроническом рецидивирующем герпесе.
Всем специалистам, занимающимся вопросами репродуктивного здоровья, важно понимать, что течение вирусных инфекций в настоящее время имеет свои нюансы. Это и полиморфизм (от ограниченного поражения кожи и слизистых оболочек до генерализованных форм с поражением кожи, внутренних органов, глаз), и неспецифичность объективных и субъективных симптомов, и затяжное течение заболевания, и длительная репарация, и высокий риск осложнений.
Отмечается снижение эффективности хорошо известных и зарекомендовавших химических аналогов нуклеозидов, которые традиционно применяются при ведении пациентов с герпесом. Довольно часто это бывает на фоне прогрессирования у них бактериальных и грибковых инфекций. Например, последними исследованиями подтверждается роль кишечной микробиоты в этих процессах, а именно взаимодействие вируса герпеса и потенциально условно-патогенных микроорганизамов, таких как грибы рода Сandida.
Н.И. Чернова, руководитель научного отдела аногенитальных дерматозов и инфекций «Московского Центра дерматовенерологии и косметологии» рассказала: «Терапевтические схемы, которые применялись на протяжении длительного времени, зачастую не дают того эффекта, на который рассчитывали врач и пациент. Поэтому вопрос индукторов ИФН, которые способствовали бы контролю вирусной инфекции, стоит весьма остро. В этом отношении большой интерес представляет препарат «Радамин Виро» (ранее — Ридастин), который обеспечивает высокую защиту организма уже на ранних стадиях заражения организма вирусными или бактериальными инфекциями, обладает выраженным противовоспалительным действием, а также опосредованно стимулирует репаративные и регенераторные процессы в организме. Препарат не обладает антигенностью, индуцирует синтез всех ИФН, обеспечивает их длительную циркуляцию и сочетается с другими лекарственными средствами, что очень важно при проведении комплексной терапии».
Клиническая практика доказывает, что применение в комплексной терапии индукторов ИФН, в частности «Радамин Виро», способствует не только контролю герпетической инфекции, но и повышению вероятности элиминации возбудителей, которые уже подвергались некорректным схемам применения антибактериальных препаратов, улучшению состояния слизистых оболочек генитального тракта и сохранению репродуктивной функции.
Перспективы иммунотропной терапии
В той среде, которой мы живем, без коррекции адаптационных процессов эффективность того или иного класса препаратов существенно снижается. Заключения многочисленных экспертов и данные исследований позволяют утверждать, что одним из перспективных направлений развития иммуномодулирующей терапии сегодняшнего дня будет являться создание новых лекарств с улучшенными характеристиками, и, что самое главное, включающих в себя не только возможность коррекции нарушенных функций систем иммунитета, но и участие в процессах адаптации, то есть имеющие адаптогенный эффект.
Среди основных направлений терапии пациентов с реккурентными острыми респираторными инфекциями, наряду с контролем аллергического воспаления, ГВИ и коррекции цитокинового профиля, чрезвычайно важное значение имеет направленное применение иммуномодуляторов. Их применение у пациентов с ГВИ и реккурентными ОРИ позволяет достичь более быстрого выздоровления, эффективной элиминации возбудителей инфекции, предотвращения ее рецидивов, преодолеть резистентность к ЛП, а при хроническом заболевании значительно уменьшить ее проявление, существенно увеличить продолжительность периода ремиссии между обострениями и снизить клинические проявления болезни при ее обострении.
Однако выбор иммунномодулятора для эффективного лечения — задача непростая. Необходимо принимать в расчет не только максимальные возможности препарата, которые позволяют получить наиболее значимые клинические результаты, но и учитывать цели иммунофармакотерапии, состояние иммунной системы пациента, иммунофармакологические свойства ЛП, его эффективность, безопасность, особенности взаимодействия с другими лекарствами. Необходим препарат, который доступен широкому кругу пациентов и положительно влияет на иммунную систему, не приводя ее к чрезмерному расслаблению и к чрезмерной активации.
Новый препарат «Тамерон» — уникальная разработка отечественного производителя, которая в полной мере реализует тактику улучшения возможностей иммунотропной терапии, а именно создания нового поколения иммунотропных препаратов на основе уже имеющихся разработок.
«Тамерон» обладает массой различных направлений действия и может применяться как иммуномодулирующее, противовоспалительное, антиоксидантное, антибактериальное, противовирусное, радиопротекторное, противогрибковое, регенерирующее, нейропротекторное, обезболивающее, противоопухолевое и геропротекторное средство.
Его применяют в комплексной терапии у взрослых и детей старше 6 лет для лечения иммунодефицитных состояний, хронических урогенитальных инфекций, острых и хронических инфекционно-воспалительных заболеваний ЖКТ, сопровождающихся интоксикацией и/или диареей, гнойных хирургических заболеваний, а также частых рецидивирующих заболеваний дыхательных путей и ЛОР-органов бактериальной и вирусной этиологии.
Кроме того, «Тамерон» обладает дополнительными эффектами, позволяющими реализовать, помимо иммуномодулирующего действия, антиоксидантную и детоксикационную активность, оказывать влияние на окислительный-электрофильный стресс, и, по сути дела, клинически привести к изменению возможности возникновения гиперактивных реакций (цитокинового шторма), торможению развития ретровирусов и работе с воспалительным каскадом. Достигается это за счет ключевого механизма действия препарата – стабилизации внутриклеточного фактора Nrf2.
Преимуществом «Тамерона», в числе прочих, является то, что он произведен из АФС, не имеющей побочных примесей (чистота вещества 100%), что является огромным достижением российской науки. Кроме того, выпускаемая форма в виде лиофилизата обладает лучшей биодоступностью, что приводит к практически моментальному эффекту длительного действия.
По материалам семинара образовательной научно-практической школы «Иммунология и аллергология для всех»
Источники:
.
Летяева Ольга Ивановна, профессор кафедры клинической иммунологии, аллергологии и адаптологии непрерывного медицинского образования «Российского университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», доктор медицинских наук, врач высшей категории
.
Чернова Надежда Ивановна, руководитель научного отдела аногенитальных дерматозов и инфекций Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы», доктор медицинских наук