19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Здравоохранение // Заболевания

Глаукома — вор, тихо крадущий зрение

Чаще всего на начальных стадиях болезни глаукома не доставляет человеку никакого дискомфорта. Поэтому многие отправляются к окулисту значительно позже, чем следовало бы…

В 2008 г. Всемирная ассоциация обществ глаукомы (World Glaucoma Association) совместно с Всемирной ассоциацией пациентов с глаукомой (World Glaucoma Patient Association) обратились во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) с инициативой учреждения Дня борьбы с глаукомой. Датой для проведения мероприятий было утверждено 6 марта. Но потом Всемирный День борьбы с глаукомой увеличился до недели. Это уже говорит о том, насколько серьезна проблема этого заболевания.

Проблема вселенского масштаба

По данным ВОЗ в мире количество пациентов с глаукомой колеблется от 60,5 до 105 млн человек. Из них 5,2 млн имеют слепоту на оба глаза. Фиксируется и рост заболеваемости. В 2020 г. глаукомой заболело 3 млн 600 тыс. человек

Что касается России, то заболеваемость глаукомой у нас в 1,5–2 раза превышает среднеевропейский показатель.

При этом около 50% больных глаукомой даже не подозревают о своем заболевании и впервые обращаются к офтальмологу лишь тогда, когда разрушено до 40% зрительного нерва.

"Не нужно думать, что в нашей стране все так плохо с количеством заболевших глаукомой. Напротив, у нас просто очень хорошо поставлено дело с диагностикой, в т.ч. на ранних стадиях развития этой болезни. Поэтому и количество выявленных больных выше, чем в других странах, — уверяет Сергей Голубев, врач-офтальмолог, член экспертного совета по глаукоме Общероссийской общественной организации "Ассоциация врачей-офтальмологов". — Вообще в России еще во времена Советского Союза сложилась очень хорошая школа офтальмологии. И мы продолжаем держать высокую планку и постоянно совершенствоваться".

ГолубевСергей

Причиной легкомысленного отношения к глаукоме является плохая осведомленность об этой болезни большого количества людей. Так, по результатам опросов, проведенных в разных странах, примерно 50% человечества убеждено, что катаракта и глаукома — практически одно и то же заболевание. Конечно, это совершенно разные болезни. И бороться с глаукомой значительно сложнее, чем с катарактой. В результате половина потенциальных пациентов с глаукомой даже не знают, что у них есть это заболевание.

Кстати, что касается информации, то 80% ее человек получает благодаря зрению. Поэтому даже частичная его потеря существенно снижает качество жизни. Это касается, например, ограничений для вождения автомобиля, узнавания лиц. Люди с плохим зрением хуже ориентируются в пространстве, а потому чаще падают и получают переломы, в т.ч. шейки бедра. "Поэтому сейчас идет большая работа, чтобы объявить глаукому социально значимым заболеванием. Ведь именно глаукома, как правило, приводит человека сначала к частичной потере зрения, а потом и слепоте", — говорит Сергей Голубев.

Знакомьтесь: глаз!

Глаз — воспринимающий орган. При этом сам по себе он не видит. Просто происходит передача информации от сетчатки глаза по зрительному нерву, который состоит из 1 млн 200 тыс. волокон к затылочной коре головного мозга. Там-то и идет обработка информации и ее зрительного изображения.

Важно, что глаз наполнен жидкостью. При этом постоянно идет ее обмен. Ведь жидкость — главный параметр глаза, на которую он опирается, как на скелет. Баланс жидкости формируется за счет ее притока и оттока. Причем приток всегда немножко больше, что держит глазное давление в определенном тонусе.

Повышение глазного давления, которое всегда несколько выше внутричерепного, приводит к тому, что запускается патологический каскад, который провоцирует глаукомное поражение зрительного нерва.

Важную роль в получении зрительной картинки играет и решетчатая пластинка зрительного нерва глаза. При этом она — уязвимое место для давления.

А повышенное глазное давление как бы продавливает диски зрительного нерва вглубь. И когда эта эскалация постепенно становится достаточно большой по объему и площади, клетки сетчатки начинают страдать и постепенно прекращают свое функционирование. Человек с глаукомой начинает терять зрение. Развивается этот процесс от периферии глаза к центру. И, если все волокна попадут в зону эскалации, наступит полная потеря зрения. Причем это может быть и на обоих глазах. Вот почему глаукома без лечения — это слепота.

Что должно насторожить?

Как и у многих болезней для развития катаракты выявлены определенные факторы риска.

1, Возраст (глаукома обычно развивается у людей после 40 лет). В связи с этом следует проверять состояние глаз:

  • до 40 лет — каждые 2–4 года;
  • в возрастной группе от 40 до 54 лет — каждые 1–3 года;
  • в возрастной группе от 55 до 64 лет — каждые 1–2 года;
  • после 65 лет — каждые 6–12 месяцев.

2. Наследственная предрасположенность. Установлено, что глаукома передается по наследству. Примерно одна треть — по женской линии. Поэтому сегодня генетике этого заболевания уделяется пристальное внимание.

3. Близорукость и дальнозоркость более 4 диоптрий также сигнализирует о риске развития глаукомы.

4. Ранее перенесенные заболевания, в т.ч. воспалительные, травмы и операции глаз тоже должны настораживать в плане возможного появления глаукомы.

5. Сахарный диабет — существенный фактор риска.

6. Гипертоническая болезнь может также стать провокатором глаукомы.

Важно понимать, что сетчатка глаза человека лишена болевой чувствительности. Вот почему длительное время глаукома набирает силу совершенно бессимптомно. Пациент ничего не ощущает и не идет на осмотр к офтальмологу. Поэтому, несмотря на стертость клинической картины глаукома — это вор, который ворует зрение. Незаметно, быстро и успешно.

"Значение нормального внутриглазного давления — от 17 до 28 мм рт. ст. При этом бывает так называемая глаукома низкого глазного давления. Она очень коварна. Поэтому офтальмолог оценивает состояние глаз комплексно. Совокупная оценка делается не только на основании внутриглазного давления, но и поля зрения, диска зрительного нерва, анамнеза и факторов риска, — уточняет Сергей Голубев. — А надо-то, чтобы не запустить глаукому, просто отправиться к офтальмологу, который проведет совершенно безболезненные обследования — определит внутриглазное давление, детально изучит глазное дно и диск зрительного нерва, а также обследует угол передней камеры глаза".

Капли разные нужны...

Есть формы глаукомы, при которых оперативное лечение должно проводиться незамедлительно. Но в большинстве случаев показано терапевтическое лечение лекарственными препаратами в виде глазных капель. Они способны снизить количество жидкости, попадающей в глаз, ускорить ее отток и заняться нейропротекцией, т.е. защитить клетки сетчатки.

Если удается нормализовать уровень глазного давления, то развитие глаукомы существенно замедляется. Но, если оно повышается хотя бы на 1 мм рт. ст., это увеличивает риск прогрессирования глаукомы на 7%. И, если в течение года такое происходит, человек теряет зрение очень быстро. Ведь силы сетчатки глаза не безграничны.

На старте лечения находятся глазные капли, созданные на основании 5 молекул. С каждыми из них можно начинать лечение, но у них есть свои преимущества и свои недостатки. Это не значит, что какие-то лучше или хуже. Все дело в индивидуальных особенностях глаза пациента.

Некоторые пациенты, чувствуя дискомфорт при закапывании капель, перестают это делать. И врач вводится в заблуждение. Он думает, что назначил неэффективный препарат. А на самом деле просто пациент не выполняет предписаний окулиста. Поэтому, если в каплях присутствуют вещества, которые защищают ткань глазной поверхности или как можно меньше на них воздействует, это большой плюс для приверженности пациента лечению.

Все препараты по активному компоненту содержат бета-блокаторы, простагландины, ингибиторы примонидина, холиномиметики и т.д. Все они входят в состав глазных капель. Каждый препарат обладает своими свойствами.

"При разных вариантах лечения глаукомы мы или последовательно используем препараты, или в комбинации, или когда нужно закапать сначала один и сразу второй, или, когда в одном флаконе содержится 2 объединенных молекулы. Есть, например, молекула примонидина. С одной стороны, она снижает продукцию глазной жидкости. А с другой — увеличивает ее отток. И таким образом уменьшает глазное давление. Наряду с этим у этой молекулы есть возможность предотвращать гибель сетчатки, — объясняет Сергей Голубев. — Применение молекулы бета-блокаторов позволяет ухудшить поля зрения на 40%, а примонидина — только 9%. Важно помнить, что клинические исследования, которые свидетельствуют о действительно хорошем эффекте, делаются на оригинальных препаратах. Дженериковые капли пытаются воссоздать оригинал, но по этим препаратам большой доказательной базы нет. Что касается торговых наименований препаратов, то только бета-блокаторов насчитывается порядка 20. И других немало. Врач, прежде всего, ориентируется не на название препаратов, а на то, какую молекулу они содержат и как зарекомендовали себя на практике".

Лечение — свет!

Схема лечения для каждого конкретного глаза — своя. Даже у одного человека. Порой приходится менять терапию исходя из ее результатов.

Интересно, что независимо от того, с чем пациент пришел к офтальмологу, у каждого второго пациента выявляется синдром сухого глаза. Если раньше это были в основном возрастные пациенты, то сейчас даже дошкольники.

В то же время нередко капли от глаукомы вызывают синдром сухого глаза. Поэтому очень правильно закапывать и капли — слезозаменители. Они защищают роговицу и конъюнктиву. Но антиглаукомные капли нужно закапывать первыми.

Как правило, потерю зрения от глаукомы можно было бы избежать, если бы пациенты вовремя обращались за медицинской помощью. Поэтому всем нам нужно откликнуться на призывы офтальмологов и регулярно посещать их в районных поликлиниках.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики заболевания:
О научных основах долголетия

С течением времени резервов здоровья становятся меньше и необходимо найти способы вовремя восполнять их. Поэтому современная наука поставила перед собой задачу: отдалить период наступления основных "возрастных" заболеваний — диабета, ХОБЛ, болезни Альцгеймера, нарушений в работе опорно–двигательного аппарата, а также онко– и кардиопатологий.

Коронавирус и перспективы разработок новых вакцин

Когда пандемия уже шла на спад, Нобелевский комитет присудил премию по физиологии и медицине 2023 г. венгерскому биохимику Каталин Карико и американскому иммунологу Дрю Вайсману из Университета Пенсильвании за работу над мРНК-вакцинами, ставшими важнейшим инструментом в ограничении распространения COVID-19.

Угроза развития НПВП–гастроэнтеропатии при лечении боли

Спрос на обезболивающие препараты продолжает расти, и это очень тревожит медиков. Их беспокоит рост числа граждан пожилого возраста, у которых наиболее часто проявляется хроническая боль, а также доступность нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), применяемых в терапии острой или хронической боли.

Рак шейки матки: акцент на раннюю диагностику

Рак и предраковые состояния шейки матки часто встречаются в практике врача–гинеколога. Президент Российского общества акушеров-гинекологов академик РАН Владимир Серов отмечает, что ежегодно в мире регистрируется более 600 тысяч новых случаев заболевания. К несчастью, многие из них совсем молодые. В России более половины пациенток с диагностированным раком шейки матки находятся в возрасте до 39 лет.

Лечение аденоидов: новый взгляд на проблему

Заболевания верхних дыхательных путей при ОРВИ — частая проблема у детей от шести месяцев до шести лет, особенно в разгар эпидемического сезона, когда неокрепший местный иммунитет ребенка остро реагирует на высокую инфекционную нагрузку.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция